Как бизнес использует беспилотники

В США отрасль развивается так быстро, что законодатели даже озаботились защитой частной жизни от беспилотников, а в Европе никак не могут создать серийный образец

Беспилотная авиация, которой до сих пор пользовались в основном военные, начинает активно развиваться в коммерческом направлении. В США даже стали создаваться стартапы, которые готовы производить не только крупные самолеты, но и аппараты для повседневных нужд и небогатых пользователей - например, фермеров, которые могли бы их использовать для наблюдения за посевами. Правда, возникают и первые препятствия - законодатели ряда штатов озаботились защитой частной жизни граждан от беспилотников.

А вот в Европе эта отрасль находится в зачаточном состоянии. Вооруженные силы Старого Света закупают беспилотники в США и Израиле. Европейские компании выпускали лишь опытные образцы. А наладить производство собственных крупных самолетов и вертолетов, управляемых дистанционно, они не могут, потому что правительства не хотят выделять средства на развитие таких программ и еще пять лет назад военные ведомства даже не настаивали на закупке самолетов, произведенных в собственных странах. Кроме того, власти европейских стран не разрабатывают правила, которые регулировали бы передвижение беспилотников в воздушном пространстве.

Годовые расходы в мире на все типы беспилотников, включая траты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, могут к 2023 г. вырасти в два раза и составить $11,6 млрд, став важным фактором развития аэрокосмической отрасли, прогнозирует американская консалтинговая компания Teal Group.

США: стремительный набор высоты

Благодаря значительному спросу со стороны Пентагона и ЦРУ объем рынка по производству беспилотников в США резко вырос за последние несколько лет и составляет сейчас $5 млрд. Более того, в стране активно развивается их коммерческое использование. В сентябре состоялся первый полет гражданского коммерческого самолета-беспилотника. Аппарат ScanEagle, произведенный дочерним предприятием Boeing, компанией Insitu, и принадлежащей нефтегазовой компании ConocoPhillips, совершил полет в отдаленной зоне у берегов Аляски.

Конгресс постановил, что к 2015 г. беспилотники должны быть интегрированы в систему гражданской авиации.

Сторонники использования беспилотников в коммерческих целях утверждают, что они могут сыграть огромную роль в системе государственных услуг, включая наблюдение за ураганами, и трансформировать многие отрасли, в том числе доставку грузов и сельское хозяйство. Более 20 штатов борются за право стать одним из шести мест проведения испытательных полетов коммерческих беспилотников, ожидая, что эта индустрия может оказаться надежным источником новых и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Международная ассоциация беспилотных транспортных средств считает, что сельское хозяйство и общественная безопасность могут обеспечить около 90% спроса на коммерческие и гражданские беспилотники. Остальные 10% принесет бизнес - электроэнергетика, телевидение, нефтегазовая промышленность.

Перспективы использования беспилотников в коммерческих целях привели к появлению в США сразу нескольких стартапов, которые занимаются разработками новых технологий для них. "На нас оказала большое влияние история Кремниевой долины", - говорит Крис Андерсон, в прошлом редактор журнала Wired и ныне генеральный директор 3D Robotics. Его компания, расположенная в Сан-Франциско, занимается продажей небольших, простых в сборке моделей, стоимость которых может не превышать и $500.

"Персональные компьютеры пришли на смену ЭВМ, сотовые телефоны отвоевали рынок у спутниковых. Демократичные модели лучше вписываются в мир высокоскоростных технологий. Мне кажется, то же самое происходит и с беспилотниками", - добавляет он.

Некоторые подобные стартапы обязаны своим происхождением разработкам, сделанным в военной индустрии. Другие, в том числе 3D Robotics, родились на основе сообществ авиаторов-энтузиастов. Свое основное преимущество они видят в ценовом предложении. Компании - подрядчики министерства обороны производят запредельно дорогую продукцию, которую гражданское население, например фермеры, просто не может себе позволить. 3D Robotics и другие стартапы готовы предоставить им такую возможность. Они уверены, что смогут представить на рынок инновации, ориентированные на потребителя.

Перспективы скорого и массового появления беспилотников в ежедневной жизни настолько реальны, что уже породили и беспокойство относительно их необоснованного использования. Развитию индустрии гражданских коммерческих беспилотников угрожают законодатели штатов, возмущенные практикой правительственной слежки, о которой стало известно из информации, предоставленной Эдвардом Сноуденом. Десятки штатов предложили законопроекты по ограничению использования беспилотников. Ожидается, что и другие законопроекты будут представлены в ближайшие месяцы.

"Вопросы, связанные с неприкосновенностью частной жизни, сейчас вышли на передний план и, к сожалению, их напрямую связывают с беспилотниками", - сокрушается Майкл Тоскано, президент Международной ассоциации беспилотных транспортных средств. Джей Стенли, эксперт по вопросам защиты личной информации и технологий в Американском союзе защиты гражданских свобод, успокаивает: "Если применять законы по неприкосновенности частной жизни в рамках здравого смысла, они не помешают найти новым беспилотным технологиям самое разнообразное применение".

Беспилотники оказались жертвой той же паранойи, что и страх людей перед роботами, считает Грег Макнил, профессор юриспруденции в Pepperdine University. Некоторые из предложенных законопроектов могут уничтожить потенциальные возможности использования беспилотников, полагает он.

Европа: нет команды на взлет

Некоторые европейские политики и промышленники обеспокоены тем, что Европа до сих пор не приступила к реализации собственной программы по развитию беспилотной индустрии. "Мы потеряли десять лет, и чем дальше, тем больше американцы и израильтяне будут доминировать на рынке крупных беспилотных транспортных средств", - заявил в июне Том Эндерс, генеральный директор аэрокосмического концерна EADS.

Франция в мае решила в четыре раза увеличить свой флот стареющих беспилотников (один из которых не работает) и купила за 670 млн евро 12 аппаратов Reaper у американской General Atomics. Британские ВВС управляют эскадрильей из пяти Reaper с американской военной базы в Неваде.

В последние годы EADS, британская BAE Systems и французская Dassault Aviation пытались получить средства у своих правительств на развитие собственных прототипов крупных беспилотников. В 2003 г. Dassault возглавила проект nEUROn по разработке технологий для "невидимого" военного беспилотника. Она объединилась с компаниями из Италии, Швеции, Испании, Греции и Швейцарии. В декабре 2012 г. состоялись испытания прототипа во Франции.

BAE при разработке собственного проекта пришлось столкнуться с неожиданным препятствием. Дело в том, что британские правила запрещают использование беспилотников в гражданском авиапространстве Великобритании. В итоге компания не могла провести испытания своего прототипа в стране. Их пришлось перенести в Австралию, куда была выслана специальная команда инженеров.

Германия пошла по собственному пути - разработать модель беспилотника на основе американского самолета Global Hawk, созданного Northrop Grumman. Однако проект стоимостью 1 млрд евро в итоге был закрыт, когда в немецком правительстве осознали, что полученное транспортное средство не сможет получить разрешения на полеты ни в Германии, ни где бы то ни было в Европе.

"У нас есть идеи, но без государственной поддержки производители ничего не могут сделать. И эта ситуация остается без изменений уже 14 лет", - жалуется Эрик Траппье, генеральный директор Dassault.

Ни у одной из европейских стран нет средств на собственную программу развития беспилотной авиации. А отсутствие общеевропейского подхода означает, что свободную нишу могут занять производители из развивающихся стран, таких как Китай, ЮАР и Турция, считают аналитики и топ-менеджеры аэрокосмических компаний. "Без сомнения, беспилотники - это будущее в монотонных или опасных миссиях", - говорит Дан Янгблад, директор по стратегии шведской Saab.

Использованы материалы FT, WSJ