Статья опубликована в № 3792 от 18.03.2015 под заголовком: Франшизы взяли свой курс

Зарубежные бренды, работающие в России по франшизе, борются с девальвацией рубля

Они фиксируют курс валют и снижают своим партнерам первоначальные взносы
Subway даст партнерам-франчайзи временную скидку
Е. Разумный / Ведомости

Subway Russia Franchising снизила для своих партнеров первоначальный взнос за право использования торговой марки – так называемый паушальный взнос, чтобы «смягчить резкий рост концессионных выплат» после девальвации рубля в конце 2014 г., сказано на сайте компании. Взнос за франшизу на развитие сети быстрого обслуживания Subway в России привязан к доллару, он был снижен более чем на треть: за первую франшизу – до $7500 с $12 000, второй и последующих франшиз – до $5625 с $9000 и до $3750 c $6000 соответственно (в течение первого полугодия 2015 г.).

Привязка концессионных выплат к евро или доллару – распространенная практика на российском рынке франчайзинга, так как зачастую франчайзеры – международные компании, говорит исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. «Если германская компания продает свою франшизу в Китай, Индию, Россию и Индонезию, она не может устанавливать для каждого договора разную валюту. Как правило, в договорах с локальными партнерами используется одна валюта – доллар или евро с последующей конвертацией в местную валюту», – отмечает он.

У российских компаний ставки обычно в рублях, хотя есть и исключения, говорит Сергей Рак, председатель совета директоров «Маркон» («Стардог!s» и «Багеттерия»). По его словам, взносы зависят от формата: для «мини-острова» в помещении паушальный взнос составляет 15 000 руб., для павильонов площадью 10–15 кв. м – 30 000 руб.

Быстрые американцы

40 процентов – примерно столько на конец 2014 г. составляла доля зарубежных брендов на рынке ресторанного обслуживания в России, писал минсельхоз США в декабрьском отчете. Ведомство называет франчайзинг одним из основных способов экспансии на российском рынке для иностранных игроков, где доминируют американские сети быстрого питания. Среди них Subway, McDonald’s, Burger King и Baskin Robbins. Они же показывают и самый быстрый рост.

На снижение взносов или пересмотр контрактов пошел ряд игроков, говорит Михайличенко. Например, у американской сети быстрого питания Nathan’s Famous паушальный взнос привязан к доллару. «Наш контракт мастер-франчайзи с владельцем бренда также номинирован в долларах», – сказала менеджер по франчайзингу «Эн эф рус» (мастер-франчайзи Nathan’s Famous в России) Олеся Селюх. «Эн эф рус» уже ведет переговоры с некоторыми партнерами по условиям сотрудничества, продолжает она: «Как вариант мы обсуждаем фиксацию курса доллара на некий краткосрочный период». Кроме того, по словам Селюх, компания может поддерживать партнеров при открытии их торговых объектов, предлагая дополнительные услуги на безвозмездной основе, чтобы сгладить резкий рост их затрат.

Австрийская Coffeeshop Company зафиксировала курс евро для оплат паушальных взносов для российских партнеров в конце 2014 г., заявил «Ведомостям» директор по франчайзингу Coffeeshop Company в России Виталий Зуйков. Взнос остался неизменным – 28 500 евро, но курс установлен на уровне около 50 руб./евро, пояснил он. «[Такое соотношение] будет действовать до тех пор, пока курс не вернется к уровню около 50 руб. за евро», – сказал Зуйков. Также в конце 2014 г. после резкого скачка курса валют о замораживании курса доллара на уровне 35 руб. для паушального взноса заявляла сеть кафе йогурт-мороженого Tutti Frutti Frozen Yogurt.

В франшизах ритейла одежды, обуви и аксессуаров «паушальные взносы давно превратились в пережиток и, в принципе, нечасто используются», говорит гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. «Если они и есть, то это единоразовый платеж – по факту выхода компании на рынок, и обговорить его размер или валюту вполне реально», – говорит эксперт.

Однако скачок курса болезненно ударил по российским франчайзи одежды, сказала Лебсак-Клейманс. Заказ товара делается за 7–9 месяцев, «возникла сложная ситуация, когда, с одной стороны, нужно выполнять обязательства по закупке перед поставщиком, с другой стороны, у компаний недостаточно средств для того, чтобы это сделать», поясняет она. По ее мнению, в такой ситуации можно только пытаться договориться о снижении объема поставки (заявленного бюджета закупки) и любыми способами генерировать денежные средства (скидки, акции, повышение цен).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать