«Лукойл оверсиз» может вернуться в Москву

«Лукойл» рассматривает возможность ликвидации «дочки», управляющей всеми зарубежными проектами компании
«Лукойл» может управлять зарубежными проектами из штаб-квартиры в Москве/ М.Стулов/ Ведомости

Топ-менеджмент «Лукойла» обсуждает возможность расформирования своего зарубежного подразделения – «Лукойл оверсиз», рассказали «Ведомостям» два близких к «Лукойлу» и «Лукойл оверсиз» источника. Решение пока не принято, говорят они. Представители обеих компаний от комментариев отказались.

«Лукойл оверсиз» была создана в 1997 г., к тому времени «Лукойл» уже работал в Азербайджане, Казахстане, Египте и Ираке. Сейчас у компании есть проекты также в Гане, Кот-д’Ивуаре, Камеруне, Норвегии, Румынии, Саудовской Аравии и Узбекистане, указано на ее сайте. Центральный офис «Лукойл оверсиз» с 2013 г. находится в Дубае, до этого находился в Москве.

Наибольших успехов компания добилась в Казахстане, Узбекистане и Ираке, сообщает источник, близкий к «Лукойлу». Но проектами в СНГ удобнее управлять из Москвы, по иракской «Западной Курне – 2» все стратегические решения также принимаются в Москве. Нет смысла держать отдельную структуру в Дубае, добавляет он. В дубайском офисе работает 400 сотрудников, говорит человек, близкий к этой компании. Но офис обходится все дороже – «как в Сингапуре», а функций выполняет меньше. К тому же компания рассчитывала получить в регионе (ОАЭ или Катаре) новые активы, но ей этого так и не удалось, отмечает собеседник «Ведомостей». Наконец, после ухода с поста гендиректора «Лукойл оверсиз» Андрея Кузяева осенью прошлого года найти ему замену не смогли.

В 2014 г. зарубежные проекты принесли «Лукойлу» $1,5 млрд убытков при $4,7 млрд совокупной чистой прибыли, при этом почти $1,2 млрд – это списания по сухим скважинам и убыток от обесценения активов. Добыча нефти на зарубежных проектах «Лукойла» в последние пять лет падала и лишь в 2014 г. существенно выросла за счет начала добычи в Ираке (см. график). Всего на зарубежные проекты приходится 10,8% от добычи нефти и 29,5% – газа «Лукойла». Компания возлагала большие надежды на Западную Африку. Но крупных месторождений найти там не смогла. По проекту в Саудовской Аравии, который компания начала в 2004 г., окончательное инвестиционное решение еще не принято, а в Казахстане часть месторождений «Лукойл» в прошлом году продал Sinopec. Но китайская компания в конце года отказалась от сделки, и теперь партнеры судятся в лондонском арбитраже.

Близкий к «Лукойл оверсиз» человек отмечает, что большинство контрактов сотрудников «Лукойл оверсиз» заключено на три года, они начнут массово истекать в апреле 2016 г. Обсуждается также вариант не продлевать эти контракты, чтобы получившие международный опыт сотрудники вернулись в центральный офис, добавляет он. Близкий к «Лукойлу» источник не исключает увольнений: производственный персонал останется на местах, но из 400 сотрудников 120–150 человек работают в офисе, частично их функции будут дублироваться с центральным офисом «Лукойла».

Вместо «Лукойл оверсиз» может быть создан отдельный департамент в структуре «Лукойла», полагают оба собеседника «Ведомостей». Но такого решения пока нет. Оценкой того, как можно оптимизировать бизнес-процессы «Лукойл оверсиз», занимается KPMG, отмечает один из них.

Проектами в СНГ действительно лучше управлять из Москвы, менталитет и налогообложение в этих странах похожи на российские, полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Но для эффективной работы за рубежом лучше иметь центральный офис близко к регионам добычи. С началом добычи в Ираке финансовые показатели зарубежного подразделения улучшатся, уверен он. Практически все проекты «Лукойл оверсиз» появились в компании до переезда в Дубай, поэтому держать офис там действительно нецелесообразно, считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Текущая экономическая ситуация не позволяет «Лукойлу» продолжать международную экспансию, но это временно. Когда рынок стабилизируется, «Лукойл» продолжит развитие зарубежных проектов, уверен он. Вряд ли зарубежный офис позволяет повысить эффективность. У крупных международных нефтегазовых компаний офис, как правило, один, добавляет Нестеров.