Бизнес
Бесплатный
Маргарита Лютова
Статья опубликована в № 3803 от 02.04.2015 под заголовком: Взлетно-посадочные деньги

Первой сделкой Фонда развития Дальнего Востока станет новый аэропортовый терминал в Хабаровске

Фонд может вложить в проект до 2,3 млрд рублей
Фонд развития Дальнего Востока («дочка» Внешэкономбанка) и ОАО «Хабаровский аэропорт» заключили соглашение о строительстве нового пассажирского терминала
ТАСС

Фонд развития Дальнего Востока («дочка» Внешэкономбанка) и ОАО «Хабаровский аэропорт» заключили соглашение о строительстве нового пассажирского терминала и прилегающей инфраструктуры, рассказал человек, близкий к одной из сторон сделки, и подтвердили гендиректор фонда Алексей Чекунков и председатель совета директоров «Хабаровского аэропорта» Константин Басюк.

Это будет первая сделка в истории фонда. Он учрежден в 2011 г. с уставным капиталом в 500 млн руб. В конце 2012 г. фонд получил в капитал 15 млрд руб. (деньги тогда нашлась благодаря изъятию дивидендов «Роснефтегаза» в бюджет), но вкладывать их в проекты не мог из-за жестких правил использования субсидии, которые установил Минфин. Проекты должны по рискам отвечать требованиям Внешэкономбанка, пройти его экспертизу, для этого нужна проектная документация. Но в подготовку проекта фонду инвестировать нельзя – Минфин видит риски нецелевого расходования средств.

Поэтому фонд искал качественные дальневосточные проекты с готовой проектно-сметной документацией. Но два проекта, которые одобрил было совет директоров фонда, – железнодорожный мост через Амур и аэропорт Владивостока – перехватил другой фонд Внешэкономбанка, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). У «Хабаровского аэропорта» уже было рамочное соглашение с фондом и Внешэкономбанком, рассказывает Басюк: «Наконец пришло время».

Новое соглашение с «Хабаровским аэропортом» – не сделка, а скорее задел, уточняет Чекунков: условия эксклюзивной работы аэропорта с фондом на шесть месяцев. Предстоит завершить экспертизу проекта и договориться с азиатскими инвесторами, продолжает он. До конца года предстоит договориться о финансировании и приступить к строительству, говорит Чекунков.

Участие фонда в проекте – отличная возможность получить рублевое финансирование под хорошую ставку, радуется Басюк.

Условия фонда

Фонд может войти или в капитал проектной компании, или в капитал самого «Хабаровского аэропорта» – через привилегированные акции или конвертируемый долг, объясняет Чекунков, главное – обеспечить возвратность средств. Совет директоров решил, что минимально возможная для фонда доходность – средняя доходность долгосрочных ОФЗ за три года с коэффициентом 1,2, сообщает Чекунков, сейчас это порядка 10% годовых в рублях.

Стоимость проекта ни Чекунков, ни Басюк раскрыть не хотят – прежде надо договориться с инвесторами. По словам Чекункова, фонд может предоставить до трети финансирования, на один проект фонд может направить максимум 15% капитала, или 2,3 млрд руб. Так что весь проект можно оценить в 7 млрд. Чекунков эту оценку не комментирует. 7–7,5 млрд руб. – реалистичная оценка, замечает руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Под проект «Хабаровский аэропорт» фонд и азиатские партнеры создадут совместное предприятие, говорят Чекунков и Басюк. По словам Чекункова, азиатские партнеры – это финансовый институт и компания с опытом управления аэропортами, но не сингапурский Changi. В феврале Changi, РФПИ и «Базэл» выиграли конкурс на аэропорт Владивостока.

Аэропорт Хабаровска – наиболее востребованный на Дальнем Востоке, у него есть все шансы стать региональным хабом, уверен Пантелеев. В 2014 г. пассажиропоток составил 2,038 млн человек, свыше 80% – внутренние рейсы, говорится на сайте аэропорта. Главная проблема аэропорта – как раз устаревшая терминальная инфраструктура, указывает Пантелеев. Новый терминал и комплексная модернизация доведут пропускную способность до 4,7 млн пассажиров в год. У аэропорта адекватная для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов аэродромная инфраструктура, можно наращивать международный трафик, продолжает он, главное – чтобы спрос не слишком пострадал из-за колебаний курса и общей экономической ситуации.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать