Бизнес
Бесплатный
Милана Челпанова
Статья опубликована в № 3818 от 23.04.2015 под заголовком: Новые вагоны проедут по старым

Вагонная компания группы ИСТ – ОВК – к 2020 году может существенно улучшить финансовые показатели

Для этого нужно, чтобы вагоны с истекшим сроком службы ушли с рынка
ОВК – в стадии активного роста
ОВК

«ВТБ капитал» в своем отчете прогнозирует рост всех финансовых и производственных показателей Объединенной вагонной компании (ОВК, принадлежит группе ИСТ) и снижение долговой нагрузки к 2020 г. «ВТБ капитал» вместе с «ФК Открытие» – организаторы размещения акций ОВК на Московской бирже. По данным банка, выручка ОВК до 2020 г. вырастет в 5 раз до 89,1 млрд руб., себестоимость – в 4 раза до 47,4 млрд руб., чистая прибыль – в 48 раз до 27,1 млрд руб. Вырастет и чистый долг – на 65% до 116 млрд руб. Правда, за счет десятикратного роста EBITDA показатель долг/EBITDA сократится с 22 (на конец 2014 г.) до 3,2 (см. график). Представители ОВК и «ВТБ капитала» отказались от комментариев. Банк оценил компанию в 72,2–87,3 млрд руб.

«Динамика EBITDA и рентабельности по EBITDA будет определяться ростом производства вагонов на Тихвинском вагоностроительном заводе (ТВСЗ), ростом высокорентабельных продаж литья, восстановлением спроса на вагоны и повышением доходности оперирования, расширением лизингового бизнеса», – говорится в материалах «ВТБ капитала». В этом году существенного роста ставок оперирования вагонов ОВК не произойдет, зато уже в 2016 г. они увеличатся сразу на 33% до 1184 руб. за вагон в сутки благодаря списанию старого парка. По данным Минпромторга, сейчас 24% (293 000) вагонов на сети РЖД – с истекшим сроком службы (в основном это полувагоны). Средняя ставка аренды вагонов сейчас 450 руб. за вагон в сутки.

Массовое списание, ожидают аналитики, подстегнет государство: ужесточит правила продления, увеличит расценки на отстой незадействованных в перевозке вагонов. Минпромторг уже предложил увеличить стоимость порожнего рейса старого вагона на 48%, но решение пока не принято. В 2015–2017 гг., по подсчетам банка, будет списано 288 000 вагонов. Производители инновационных вагонов будут иметь преимущество над остальными: инновационные дешевле в эксплуатации и имеют скидку с тарифа. «ВТБ капитал» прогнозирует спрос на такие вагоны – до 40 000 в год. С этой оценкой согласен и гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Правда, он отмечает, что до 80% спроса в этом и следующем году обеспечат структуры ОВК и УВЗ, операторы смогут начать покупать новые вагоны с 2017 г. Гендиректор ОВК Роман Савушкин в интервью «Ведомостям» говорил, что спрос начнется раньше – уже в 2015 г. благодаря росту доходности операторов.

ОВК – в стадии активного роста, признает «ВТБ капитал». Модель развития компании – половину вагонов продавать своим структурам, половину – в рынок, отмечает банк, «поскольку передача вагонов в лизинг не способна обеспечить сопоставимый с продажей приток средств на коротком отрезке». К 2020 г. доля прямых продаж достигнет 75%, пишет «ВТБ капитал». ОВК планирует и сама обновлять парк – продавать 5000 вагонов, но когда число вагонов в управлении достигнет 60 000, пояснил источник, близкий к компании. К 2020 г. ТВСЗ будет продавать в рынок 13 000 вагонов, отметил он. При этом находящиеся в управлении 6000 вагонов старой модели ОВК продаст уже в 2016 г.