Суд поддержал налоговиков в деле с Oriflame

Несмотря на опасения юристов, что это станет опасным прецедентом
Компания пытается оспорить решение московского управления ФНС, которое обязало ее выплатить более 530 млн руб. налога на прибыль и пени за 2009-2010 гг./ Марина Лысцева/ ТАСС

Арбитражный суд Московского округа подтвердил законность доначисления российской «дочке» шведской Oriflame – ООО «Орифлэйм косметикс» – налогов.

Компания пытается оспорить решение московского управления Федеральной налоговой службы (ФНС), которое обязало ее выплатить более 530 млн руб. налога на прибыль и пени за 2009-2010 гг.

После проверок 2013-2014 гг. налоговики сочли, что под видом лицензионных платежей «Орифлэйм» снижала налоговую базу налога на прибыль: платила за товарные знаки (Oriflame и другие) нидерландской Oriflame Kosmetiek, хотя основной правообладатель этих знаков – люксембургская Oriflame Cosmetics. Налоговики решили, что люксембургская компания косвенно контролировала российскую, она фактически была постоянным представительством иностранной компании, а лицензионные договоры и выплата миллиардных роялти – способ неуплаты налогов.

Подход налоговиков противоречит нормам российского права, практике применения соглашений об избежании двойного налогообложения и международным нормам, возмущен Сергей Большаков, директор по корпоративным отношениям Oriflame в России: «Считая ООО «Орифлэйм косметикс» представительством иностранной компании, а не ООО, налоговые органы не оспаривают ни факт, ни размер выплачиваемых «Орифлэйм косметикс» роялти, ни налогов и сборов в России, ни право «Орифлэйм косметикс» вести деятельность как ООО».

Перед последней кассацией в защиту шведов высказались российские юристы. В частности, налоговая практика Goltsblat BLP 25 мая направила в Арбитражный суд Московского округа заключение независимых юристов, в котором аргументировали неверность, по их мнению, логики нижестоящих судов. «Дело может создать негативный прецедент для всех дочерних подразделений иностранных компаний, действующих на территории России», – говорил «Ведомостям» руководитель налоговой практики Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. Если кассация поддержит предыдущие инстанции, все арбитражные суды Московского округа будут связаны этой позицией, писали юристы.

Вчера налоговики заявили судье в ответ на соответствующий вопрос, что это не будет массовым, у каждого дела – свои фактические обстоятельства, «никто не собирается массово применять такую практику» по зависимым агентам (которым в данном деле выступает ООО «Орифлэйм косметикс»), рассказал «Ведомостям» человек, участвовавший в судебном процессе.

До сих пор суды вставали чаще на сторону налогоплательщиков, к примеру в деле «Сабмиллер Рус», когда налоговики оспаривали саму необходимость лицензии для работы в России.

Позиция суда в деле Oriflame ставит под угрозу бизнес других компаний, работающих по подобным схемам, говорит партнер «Линии права» Сергей Калинин. У компании осталась возможность оспорить доначисления налога в Верховном суде, но новых аргументов там не предъявить. «Дело, скорее, политически мотивировано», – полагает юрист.

Oriflame обратится в Верховный суд и в международные инвестиционные суды, подтверждает Большаков: «Вне зависимости от налогового спора с ФНС для Oriflame Россия – крупнейший рынок в мире, где компания продолжает осуществлять инвестиции и развиваться».