Тема дня: Переговоры Путина и Трампа в Хельсинки
В Хельсинки завершилась встреча президентов России и США
9 материалов по теме

Как Nike оказалась втянута в крупнейший футбольный скандал

Компания 20 лет назад захотела выйти на бразильский рынок, не зная, как там ведутся дела
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

После чемпионата мира по футболу в США в 1994 г. руководство Nike, горя желанием стать частью самого популярного в мире спорта, твердо решило сотрудничать с Бразильской конфедерацией футбола (CBF). В 1996 г. компания подписала с ней 10-летнее спонсорское соглашение, общая сумма которого составила $200 млн, и дала понять Adidas, давно сотрудничавшей с футбольными федерациями, что у нее появился реальный конкурент в футболе.

Но в результате 20 лет спустя Nike оказалась втянута в крупное международное расследование, которое власти США проводят по фактам коррупции в FIFA.

Подчеркивая важность контракта с CBF, его подписали сооснователь Nike Филип Найт, президент Том Кларк, отвечавший за футбольный бизнес Сэнди Бодекер и директор по футбольному маркетингу Кес ван Ньюенхайзен, говорится в контракте, который был переведен на португальский язык и содержится в материалах расследования, которое бразильский парламент проводил в 2001 г. Но, как рассказали люди, занимавшиеся тогда футбольным маркетингом, Nike вышла на бразильский рынок, плохо представляя, как там ведутся дела.

В контракте Nike было прописано, что деньги она выплатит CBF напрямую, без посредников. Но, как говорится в обнародованном на прошлой неделе иске прокуратуры Восточного округа Нью-Йорка, «транснациональный производитель спортивной одежды из США» по условиям еще одного соглашения передал посреднику $30 млн, часть из которых тот потратил на взятки. Название американской компании в иске не упоминается, также ни ей, ни ее руководителям не были предъявлены обвинения. Но знакомые с ситуацией люди подтвердили, что это Nike (в иске она фигурирует также как «компания по производству спортивной одежды А»).

В компании заявили, что сотрудничают с властями, но отказались предоставить комментарии Кларка, Найта и Бодекера. Связаться с ван Ньюенхайзеном не удалось. Но в интервью The Wall Street Journal в 1997 г. Найт дал понять, что, входя в мир большого футбола, компания столкнулась с неизвестными вещами. «Мы были немного удивлены футбольной политикой и тем, как в этом мире ведут дела, – говорил он. – В каком-то смысле это самый политизированный из всех видов спорта».

По словам Стива Миллера, работавшего в 1990-х гг. в отделе спортивного маркетинга Nike, компания вышла на бразильский рынок «вслепую», не имея там достаточно людей. «У нас не было серьезного бизнеса в Бразилии, не было ответственных за этот рынок», – вспоминает он.

Чтобы заключить сделку в Бразилии, Nike пришлось обратиться к компании-посреднику Traffic Brazil, которая занималась маркетингом CBF. Имя ее владельца Жозе Авильи тоже указано в контракте, и он уже признался прокурорам США в отмывании денег, мошенничестве, вымогательстве и других преступлениях. Причем в его признании, которое проливает дополнительный свет на ситуацию, завуалированно упоминается и сделка с Nike. От лица CBF переговоры вел Рикарду Тейшейра. Его имя тоже есть в контракте, но не упоминается в иске. Там только сказано, что переговоры от конфедерации вел «сообщник № 11». Местонахождение Тейшейры неизвестно.

Представитель CBF, Авилья и четверо представителей компании встретились в Нью-Йорке, чтобы подписать контракт, по которому та должна была заплатить $160 млн в течение 10 лет. В контракте говорится, что Nike не должна платить какое-либо вознаграждение Traffic, ей все платежи будет делать CBF.

Но в контракте не упоминались другие финансовые обязательства, указывают иске американские прокуроры: так, Nike согласилась перевести на счет филиала Traffic в швейцарском банке еще $40 млн в качестве вознаграждения. Через три дня после основного контракта представитель Nike подписал с Traffic соглашение, состоящее из одной страницы. По его условиям CBF передала Traffic право напрямую выставлять счета Nike. В течение следующих трех лет бразильская компания таким образом получила от американской $30 млн, часть из которых пошли на взятки и откаты, утверждает следствие.

Миллер, который покинул Nike на рубеже веков, уверен, что компания не сделала тогда ничего незаконного.

Тот контракт теперь помогает Nike зарабатывать на футболе около $2,3 млрд – практически столько же, сколько и Adidas. Если в 1996 г. Nike была спонсором только пяти национальных сборных, то на бразильском чемпионате мира в 2014 г. в ее форме выступало наибольшее число команд – 10, тогда как в форме Adidas – 9. Соглашение Nike с CBF стало поворотным моментом, утверждает Сонни Ваккаро, который работал в обеих компаниях. «То был последний раз, когда мир принадлежал Adidas», – говорит он.

Команды, спонсировавшиеся Nike на чемпионатах мира по футболу в 1998 и 2014 гг.

Перевел Алексей Невельский

Читать ещё
Preloader more