«Роснефть» покупает российский бизнес канадской Trican

Нефтесервисная компания также хочет продать «Роснефти» свой бизнес в Казахстане
Предприятие, которое покупает «Роснефть», оказывает в России «услуги по использованию высокотехнологичных систем закачки с целью повышения нефтеотдачи пластов при разработке традиционных запасов нефти и газа»/ М. Стулов/ Ведомости

«Роснефть» купит у канадской Trican Well Service Ltd нефтесервисную «дочку» ООО «Трайкан велл сервис», сообщили компании в пятницу. Стороны подписали рамочный договор. Сделка оценивается в 181,6 млн канадских долларов ($140 млн), говорится в сообщении канадской компании. Сделку планируется закрыть до 20 августа, ее уже одобрила Федеральная антимонопольная служба.

«Трайкан велл сервис» оказывает услуги по гидроразрыву пласта, который применятся прежде всего для поддержания добычи на зрелых месторождениях, говорит старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. А у «Роснефти» добыча падает на месторождениях «Юганскнефтегаза», поэтому сделка выглядит логичной, отмечает Корнилов. «Юганскнефтегаз», который обеспечивает треть добычи «Роснефти», за семь месяцев 2015 г. снизил добычу на 3,6% до 36,3 млн т (данные ЦДУ ТЭК).

Trican хочет направить средства от продажи на погашение долга. Bloomberg сообщил, что компания сейчас сокращает штат сотрудников по всему миру. Канадская компания также ведет с «Роснефтью» переговоры о продаже нефтесервисного предприятия в Казахстане – ТОО «Трайкан сервис Казахстан». Представитель «Роснефти» не ответил на запрос «Ведомостей».

Санкции помешали

В мае 2014 г. «Роснефть» договорилась объединить сервисный бизнес с норвежкой North Atlantic Drilling Ltd (NADL). NADL должна была купить «РН-бурение», а «Роснефть» – получить 30% в самой NADL. Кроме того, российская компания собиралась арендовать у норвежской морские платформы для освоения Арктики. Но все договоренности сорвались из-за санкций. Закрыть сделку планировалось в мае 2015 г., теперь срок передвинут на май 2017 г.

Предприятие, которое покупает «Роснефть», оказывает в России «услуги по использованию высокотехнологичных систем закачки с целью повышения нефтеотдачи пластов при разработке традиционных запасов нефти и газа».

Президент госкомпании Игорь Сечин в конце 2014 г. объявил, что компания собирается развивать собственное сервисное подразделение «РН-бурение». Прежде одним из основных ее подрядчиков была компания Eurasia Drilling. «Роснефть» долго добивалась от нее снижения цен на услуги, но безуспешно. «Роснефть» стала отказываться от услуг Eurasia Drilling. Если по итогам 2013 г. в портфеле подрядчика четверть заказов приходилась на «Роснефть», то в 2014 г. ее доля снизилась до 6%, а по итогам II квартала 2015 г. – до 0,2%.

«Роснефть» активно наращивает сервисные активы. В 2014 г. она купила у ВТБ Оренбургскую буровую компанию, а затем выкупила активы Weatherford в России. В результате собственный флот буровых установок «Роснефти» вырос с 81 до 213, а количество работающих бригад – с 51 до 200, сообщала «Роснефть» в отчете за 2014 г. Доля внутреннего сервиса по ремонту скважин увеличилась с 30 до 40%.

«Роснефть» сообщала, что ее бизнес-план направлен на увеличение добычи на действующих месторождениях. За семь месяцев 2015 г. она нарастила объемы эксплуатационного бурения на 27% до 4,585 млн м. На базе «Трайкан велл сервиса» «Роснефть» планирует развивать собственный сервис по повышению нефтеотдачи пластов, что «позволит значительно повысить финансовую прозрачность и эффективность контрактования сервисных услуг», сообщила компания.

Четверть нефти в России добывается методом гидроразрыва пласта, говорил президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Де-факто мы видим уход зарубежных компаний из России, это плохая тенденция, продолжает Корнилов. Первыми удар от падения цен на нефть берут на себя нефтесервисные компании. Но кроме экономических причин (низкие цены на нефть) политические мотивы, в том числе санкции, заставляют их уходить из России. Из-за этого также пока не ясно, удастся ли Schlumberger купить долю в EDC, отмечает Корнилов. Канада заняла очень жесткую позицию в вопросе санкций против России, продолжает директор Small Letters Виталий Крюков.

Маловероятно, что «Роснефть» купит казахстанский бизнес Trican, разве что цена будет очень привлекательная: для «Роснефти» казахстанский рынок не приоритетный, добавляет Крюков.