Правительство решило признать «Трансаэро» банкротом

При этом вопрос банкротства авиакомпании находится в компетенции ее кредиторов, а исков пока нет, уточнил министр транспорта
Самолет Boeing 747 компании "Трансаэро", носовая часть которого украшена изображением головы амурского тигра/ Юрий Смитюк/ ТАСС

Правительство вечером в четверг на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева приняло решение о банкротстве авиакомпании "Трансаэро", рассказали три источника - в «Аэрофлоте», в одном из кредиторов и человек, близкий к акционерам «Трансаэро». Сразу после сообщения о решении правительства акции авиакомпании в ходе торгов на Московской бирже упали на 11,86% до 26 руб. за бумагу.

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова пока не ответила на запрос "Ведомостей".

Впрочем, как позднее в четверг сообщил министр транспорта России Максим Соколов, исков от кредиторов "Трансаэро" о банкротстве авиакомпании пока нет, а этот вопрос находится в их компетенции. По его словам, крупные кредиторы "ведут себя адекватно", но пока не смогли договориться между собой об условиях реструктуризации задолженности. "Вопрос банкротства в исключительной компетенции кредиторов, находится в правовом поле. Поэтому если этот процесс будет иметь место, то в правовом поле, в рамках закона о банкротстве. На данный момент исков о банкротстве нет. Работает штаб в Росавиации", - сказал он (его слова приводит "Интерфакс").

«За банкротство «Трансаэро» выступал «Аэрофлот» - он в любом варианте понесет расходы, но при банкротстве уберет с рынка основного конкурента с наименьшими для себя потерями. Банки против банкротства», - говорит "Ведомостям" федеральный чиновник. Этого добился «Аэрофлот», но не сам, а при поддержке Сбербанка, говорят топ-менеджеры трех кредиторов, два из которых - банки. Оба банкира добавляют, что «Аэрофлот» был вынужден пойти на банкротство, так как «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг» отказались забирать самолеты «Трансаэро». «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг» настаивали, чтобы «Трансаэро» оставил все самолеты с сохранением сроков и размеров лизинговых платежей - а при такой схеме «не будет летать» ни у кого», - говорит источник, близкий к акционерам «Трансаэро».

Обязательства по лизингу «Трансаэро» составляют около 150 млрд руб. (крупнейший кредитор «ВЭБ-лизинг» - 55 млрд руб.), еще 80-85 млрд руб. она должна банкам и около 16 млрд руб. - топливно-заправочным компаниям и аэропортам. Ранее заместитель министра экономического развития Евгений Елин рассказывал, что «Аэрофлот» планирует сохранить около 30% из 105 судов «Трансаэро», а остальные вернуть лизинговым компаниям.

Представители Сбербанка, ВЭБа и ВТБ от комментариев отказались, ранее пресс-служба ВТБ заявляла, что банк поддерживает покупку компании «Аэрофлотом».

«Аэрофлот» отказался покупать «Трансаэро»

Сегодня ситуацию с "Трансаэро" обсудил и совет директоров "Аэрофлота", который принял решение отказаться от приобретения 75% плюс 1 акция авиакомпании.  "Несмотря на то что удалось обеспечить отсутствие проблем на рынке гражданских перевозок и отсутствие социальной напряженности в коллективе "Трансаэро", совет директоров принял решение не продлевать сроки оферты акционеров компании "Трансаэро", - сообщила пресс-служба "Аэрофлота".

При этом "Аэрофлот" планирует использовать собственные средства для нормализации ситуации с "Трансаэро". "Советом директоров дано разрешение менеджменту "Аэрофлота" использовать собственные средства ПАО "Аэрофлот" для нормализации ситуации с "Трансаэро" в рамках установленных лимитов", - подчеркивается в сообщении.

1 сентября первый вице-премьер Игорь Шувалов в целях спасения оказавшейся в предбанкротном состоянии авиакомпании поручил «Аэрофлоту» приобрести 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 руб., сделка должна была закрыться 28 сентября, но не состоялась. Для принятия оферты совет директоров «Аэрофлота» выдвинул условие – консолидировать пакет на одном юрлице. Именно в этом и проблема: семья основных владельцев компании – Ольги и Александра Плешаковых – не успела консолидировать требуемый пакет, говорил "Ведомостям" близкий к одному из акционеров «Трансаэро» человек. Она контролировала не менее 52,7%, включая квазиказначейские акции (13,1%) и долю матери Плешакова – руководителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяны Анодиной (3%).

«Трансаэро» советуют не продавать билеты

В среду Росавиация направила телеграмму "Трансаэро" с рекомендацией остановить продажу билетов с 1 октября. "Мы считаем, что компания не может в дальнейшем осуществлять политику в части продажи билетов на рейсы, которые она осуществляла до настоящего времени, поэтому Росавиация направила соответствующее уведомление о прекращении дальнейшей продажи билетов "Трансаэро" на ее регулярные рейсы", - заявил Соколов, продолжив: "Но что касается пассажиров, которые уже приобрели билеты на регулярные рейсы компании "Трансаэро", а таких порядка 650 000 человек, то хочу подтвердить, что все обязательства по перевозке этих пассажиров будут выполнены".

Однако сертификат эксплуатанта у «Трансаэро» еще не отозвана, заверил Соколов. "Несмотря на запрет продажи билетов, компания продолжает работать, лицензия у нее не отозвана, и фактически вопрос финансового оздоровления и решение всех вопросов, связанных с кредитной задолженностью, находится в активной стадии. То есть мы не говорим об остановке работы компании Трансаэро", - указал он (цитата по ТАСС).

Министр транспорта добавил, что пассажиров "Трансаэро" перевезут другие авиакомпании, в том числе "Аэрофлот", "Ютэйр" и S7. "Мы уже разослали письма в "Аэрофлот" и другие компании. Они подтвердили, что готовы подставить плечо в перевозке пассажиров. Свободные места есть, средний коэффициент загрузки даже у "Аэрофлота" - 80%", - объяснил он.

Между тем сегодня у "Трансаэро" начали появляться проблемы с аэропортовым обслуживанием. Так, аэропорт турецкой Антальи в четверг утром не выпускал три чартера "Трансаэро" на Москву, Омск и Екатеринбург. По состоянию на 14.00 мск рейсы были выпущены, а авиакомпания объяснила задержку шантажом контрагентов в аэропорту.