«Трансаэро» не достанется «Аэрофлоту»

Теперь компании грозит банкротство, но ее пассажиров подхватят другие перевозчики
Пассажирам «Трансаэро» в случае чего придется лететь самолетами его конкурентов/ Т. Тимирханова/ PhotoXPress

Представители ВЭБа и ВТБ вчера от комментариев отказались. Представители ГТЛК и «ВТБ лизинга» вчера вечером на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Решение о банкротстве «Трансаэро» принято в четверг вечером на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, рассказали источник в «Аэрофлоте», в одном из банков – кредиторов «Трансаэро» и близкий к акционерам «Трансаэро». Пресс-служба «Аэрофлота» сообщила вечером об отказе госкомпании продлевать срок оферты на выкуп 75% плюс 1 акция конкурента за 1 руб.

«За банкротство «Трансаэро» выступал «Аэрофлот» – он в любом варианте понесет расходы, но при банкротстве уберет с рынка основного конкурента с наименьшими для себя потерями. Банки против банкротства», – утверждает федеральный чиновник. Помогал «Аэрофлоту» Сбербанк, говорят топ-менеджеры трех кредиторов «Трансаэро».

«Аэрофлот» готов был взять на себя почти весь банковский долг «Трансаэро» – 75 млрд руб., но не лизинговый, сообщают федеральный чиновник и топ-менеджер банка – кредитора частной авиакомпании. Два собеседника в банках – кредиторах «Трансаэро» говорят, что «Аэрофлот» настаивал на безвозмездном возврате лизингодателям части самолетов «Трансаэро», но получил отказ от «ВЭБ лизинга» и «ВТБ лизинга». «ВЭБ лизинг» и «ВТБ лизинг» настаивали, чтобы «Трансаэро» оставила все самолеты с сохранением сроков и размеров лизинговых платежей – а при такой схеме «не будет летать» ни у кого», – добавляет близкий к акционерам «Трансаэро» человек. Ранее заместитель министра экономического развития Евгений Елин рассказывал, что «Аэрофлот» планирует сохранить около 30% парка «Трансаэро» (на 30 июня – 105 самолетов, из них 10 в собственности), а остальные вернуть лизинговым компаниям.

Заявление о банкротстве «Трансаэро» будет подавать одна из лизинговых компаний, говорят собеседники в банках-кредиторах.

Обязательства по лизингу «Трансаэро» составляют около 150 млрд руб. (крупнейший кредитор «ВЭБ лизинг» – 55 млрд руб.), еще 80–85 млрд руб. она должна банкам и около 16 млрд руб. – топливно-заправочным компаниям и аэропортам.

«[Банкротство] абсолютно плохое решение для всех. Зато честное – каждый заплатит ровно за свою жадность и глупость», – отмечает источник в одном из кредиторов.

Предписание выполнено

Вечером в четверг «Трансаэро» прекратила продажи билетов через свой сайт, передал «Интерфакс». То же самое сделал и агрегатор авиабилетов Aviasales. «Мы исключили билеты «Трансаэро» из результатов поиска Aviasales, потому как не можем гарантировать безопасность подобных бронирований», – передал «Интерфакс» слова технического директора сервиса Бориса Каплуновского.

Сертификат эксплуатанта у авиакомпании пока отозван не будет, сказал министр транспорта Максим Соколов. Ведь в этом случае «Трансаэро» не сможет осуществлять перевозки пассажиров, объясняет федеральный чиновник. Компания продала около 650 000 билетов на регулярные рейсы, уточнил Соколов.

При необходимости пассажиров «Трансаэро» за свой счет перевезут другие авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», S7, «Ютэйр». Речь не идет о дополнительных рейсах – пассажиров будут подсаживать на незанятые кресла. Дело в том, что расходы на перевозку пассажиров авиакомпаний-банкротов компенсирует бюджет. Но средств на эти цели в казне не зарезервировано, а с прошлого года остатки очень маленькие – на пассажиров «Трансаэро» никак не хватит, говорит федеральный чиновник.

«Аэрофлот» гарантирует выполнение обязательств перед пассажирами «Трансаэро», – цитирует гендиректора госкомпании Виталия Савельева его пресс-служба. Вопрос обсуждается, говорит представитель S7.

В сентябре «Аэрофлот» перечислил на операционную деятельность «Трансаэро» 5 млрд руб., эти деньги кончились. «Трансаэро» сейчас отвечает всем формальным признакам банкротства, оно было бы закономерно и изначально рассматривалось как один из вариантов», – говорит другой федеральный чиновник. «Аэрофлот» обеспечил вывоз пассажиров в сентябре – в пик сезона, наиболее острая ситуация пройдена, добавляет он.

Тем не менее, по данным ассоциации «Турпомощь» на среду, только на отдыхе находятся 115 000–118 000 пассажиров «Трансаэро» с оплаченными билетами обратно. У «Библио глобуса» около 70 000 туристов, которым надо вернуться, у другого туроператора – НТК «Интурист» более 10 000 туристов должны вылететь из Турции 1–10 октября, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.