«Магнит» начал тестировать интернет-магазин

Решение о развитии проекта будет принято в 2016 году
А. Махонин/ Ведомости

Крупнейший российский ритейлер «Магнит» начал тестировать продажи через интернет-магазин с доставкой на дом. Об этом финансовый директор компании Хачатур Помбухчан рассказал в ходе телеконференции аналитикам JP Morgan и подтвердил это «Ведомостям».

Тестирование онлайн-продаж продовольственного ритейлера началось в Краснодаре, сейчас сервисом в закрытом режиме пользуется около 100 сотрудников «Магнита», делая онлайн-заказы на сайте, говорит Помбухчан. «Компания подстраивает [под новый канал продаж. – «Ведомости»] бизнес-процессы и руководство, чтобы улучшить экономику проекта», – говорится в отчете JPMorgan. Решение о будущем проекта будет принято не ранее середины 2016 г., уточнил Помбухчан.

Прежде гендиректор и основной владелец «Магнита» Сергей Галицкий консервативно высказывался об интернет-торговле. Весной 2013 г. предприниматель говорил Forbes, что не верит в этот способ продаж, поскольку себестоимость логистики для разовой покупки оказывается очень высока. «А пока при снижении на 2 руб. цены банана в магазине мы продаем их на 100 т в день больше, интернет-торговля будет оставаться уделом исключительно богатых», – говорил Галицкий.

Однако с 2014 г. компания начала присматриваться к новым каналам продаж. В середине 2014 г. «Магнит» выпустил свое мобильное приложение в магазинах Apple AppStore и в Google Play: оно позволяет находить ближайшие магазины, просматривать ценовые акции и создавать список покупок без привязки к ассортименту магазина.

Продовольственный онлайн-рынок развивается уже вслед за непродовольственным даже в странах с высокой долей электронной коммерции, напоминает партнер Deloitte Владимир Бирюков. Но сейчас онлайн-торговля – один из локомотивов торговли в России и игнорировать ее даже в продовольственном сегменте становится сложно, рассуждает он. «Поэтому для «Магнита» это скорее стратегический шаг», – заключает он. Если за первое полугодие розничная торговля непродовольственными товарами в России упала на 8,3% (по данным Минэкономразвития), то онлайн-торговля (в основном непродовольственными товарами) нарастила оборот на 28% (данные Data Insight).

К началу октября в сеть «Магнита» входило 11 388 магазинов по всей России: 9246 «магазинов у дома», 208 гипермаркетов, 127 магазинов «Магнит семейный» и 1807 магазинов косметики и бытовой химии. Выручка краснодарской компании за девять месяцев 2015 г. выросла на 27,23% до 690,44 млрд руб.

Все крупнейшие российские продовольственные ритейлеры изучают возможности интернета.

У третьего по выручке розничного продавца продуктов питания в России, «Ашана», есть онлайн-торговля мебелью и электроинструментами, детскими товарами и питанием. Онлайн-проект германского Metro Cash & Carry в России ориентирован на юрлиц, поэтому в его ассортименте в основном канцтовары, офисная техника, бытовая химия и продукты питания с длительным сроком хранения. В начале этого года сеть гипермаркетов «О’кей» начала работать в формате онлайн-гипермаркета и открыла пункт выдачи заказов в Подмосковье, а также доставку продуктов. Проблема онлайн-торговли продуктами питания в ее рентабельности, пояснял ранее гендиректор «Ашан Россия» Вильгельм Убнер: «Чем дешевле товар, тем выше логистические затраты. И понятно, что интернет-продажи рентабельнее для более дорогих непродовольственных товаров». Первой за онлайн-торговлю продуктами несколько лет назад взялась X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), но это направление не оправдало ожиданий и в конце 2014 г. компания закрыла интернет-магазин, решив сосредоточиться на традиционной рознице. Но позднее менеджмент ритейлера не исключал запуска онлайн-продаж для «Перекрестка».