Статья опубликована в № 3975 от 07.12.2015 под заголовком: Магазины не ждут праздников

Распродажи впервые начались задолго до Нового года

Так торговые сети реагируют на снижение покупательной способности россиян
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Покупательная способность россиян снижается второй год подряд. В этом году доля тех, кто может уменьшить затраты на подготовку к Новому году, выросла с 38 до 57%, зафиксировала Deloitte в исследовании потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2016».

В 2015 г. покупательная способность каждого второго россиянина оказалась ниже его ожиданий (подробнее о выборке см. врез). Обычно от наступающего года россияне ждут роста покупательной способности: год назад они надеялись на ее рост на 5% в 2015 г. Но в реальности показатель упал почти вдвое (на 46%). Сейчас, по оценке Deloitte, россияне ожидают, что их покупательная способность в 2016 г. снизится на 16%.

Это заметно повлияло на поведение покупателей в самый важный для розничной торговли сезон предновогодних продаж. В этом году новогодний бюджет среднего россиянина согласно расчетам Deloitte составит 15 500 руб. (или 217 евро), что на 7% ниже показателя годичной давности (16 700 руб.). Сокращаются траты на развлечения: их доля в новогоднем бюджете снизится с 15% в 2012–2014 гг. до 10%. Чуть больше половины бюджета уйдет на подарки (102 евро), а остальное – на еду и напитки, говорится в исследовании Deloitte.

В электронике – это один из самых популярных подарков – ритейлеры уже сейчас не строят грандиозных планов. В штуках продажи будут ниже прошлогодних из-за того ажиотажного спроса в связи с девальвацией в декабре 2014 г. – это самая главная причина, поясняет представитель Inventive Retail Group Людмила Семушина (сети re:Store, Samsung, Sony, Lego, UNOde50, а также спортивные Nike и Streеt Beat).

Как считала Deloitte

Deloitte ежегодно проводит опрос новогодних настроений в 14 странах Восточной и Западной Европы. В этом году эксперты опросили 838 респондентов в России в последнюю неделю сентября и первые две недели октября 2015 г. Выборка по России является более репрезентативной в отношении среднего и обеспеченного классов, а также крупных городов.

В денежном выражении средний чек в 2015 г. растет в силу скачка цен, добавляет Мария Заикина из «Связного». Но покупатели стали экономить и лучше всего динамика продаж у брендов среднего ценового сегмента (например, Lenovo, LG, ZTE), говорит Заикина. В декабре россияне традиционно купят больше флагманских устройств, чем в другие месяцы, но часть все же перейдет на более бюджетные товары, а часть сможет позволить себе новый смартфон только в рассрочку. «В этом году очень выросла популярность программ рассрочки, людям сложнее сразу заплатить полную стоимость гаджета», – говорит представитель «Связного».

Некоторые ритейлеры в этом году были вынуждены впервые за все время своей работы начать распродажи еще до Нового года. «Обычно в декабре товары для интерьера, посуда пользуются высоким спросом, их часто покупают в подарок, поэтому мы в декабре никогда не проводили никаких специальных акций», – рассказал совладелец сети товаров для дома «Уютерра» Александр Селиверстов. Но в этом году ритейлер впервые за 13 лет начал распродажу в декабре. «Мы опасались, что декабрь может пройти мимо. Сегодня, чтобы поддержать новогоднее настроение, нужны ценовые акции», – поясняет Селиверстов. Иначе люди могут обойтись без подарка и пойти в гости «с килограммом мандаринов».

С другой стороны, сети, которые в прошлом году не испытали ажиотажного спроса из-за девальвации, надеются на этот год. «В спортивных товарах мы ожидаем роста предновогодних продаж по сравнению с прошлым годом, а по сравнению с ноябрем – на 60%», – прогнозирует Семушина. Это также связано с прошлогодней историей – тогда потребители стремились покупать крупные вещи, электронику, а на товары «для себя» не тратились, поясняет она: «Сейчас мы ждем компенсации этого спроса».

«Мы не ожидаем значительного снижения спроса в нашем сегменте – fashion со скидками – в новогодний период», – говорит и гендиректор Kupivip.ru Владимир Холязников. Ювелирный ритейлер «Адамас» ожидает «небольшой рост сопоставимых продаж по сравнению с прошлым годом», добавляет его представитель Екатерина Сазонова.

Непростая ситуация в экономике заставляет россиян быть практичными при выборе новогодних подарков, констатировал партнер Deloitte Владимир Бирюков. При этом в будущее наши соотечественники смотрят с осторожным оптимизмом, добавляет он: каждый пятый россиянин ожидает возобновления экономического роста в 2016 г. Впрочем, большая часть настроена не так оптимистично: спада ждут 33% опрошенных.

Читать ещё
Preloader more