США продолжают следить за Тимченко

Какие связанные с предпринимателем компании оказались в новом списке американских санкций
США следят за Тимченко/ Е. Разумный/ Ведомости

В списке американских санкций 22 декабря 2015 г. оказались в том числе компании и люди, по версии Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США связанные с Геннадием Тимченко, который уже находится под американскими санкциями.

Попавший в новый санкционный список шведский адвокат Свен Андерс Ольссон много лет работал в компаниях, связанных с Тимченко, и ранее подтверждал, что контактировал с ним. Так, Ольссон был председателем правления финской Alexia Shipping, которая фрахтовала танкеры государственного "Совкомфлота" и входила в группу Gunvor. Ольссон был директором шведской Meerwind AB, которая учреждала московский офис нефтетрейдера Gunvor, а также председателем правления компании бизнес-авиации Airfix Aviation, ранее принадлежавшей Тимченко. Еще Ольссон был администратором женевского офиса Gunvor и председателем правления финской IPP International Petroleum Products, которая также торговала российской нефтью и нефтепродуктами.

Попавшее под нынешние санкции женевское представительство LTS Holding Limited - это бывшее представительство IPP-International Petroleum Products. По данным швейцарского реестра, им до сих пор руководят Свен Ольссон и друг детства Тимченко - петербуржец Петр Колбин - бывший третий совладелец Gunvor, который находится под санкциями с лета 2015 г.

Оказавшаяся под американскими санкциями фирма "АГ терминал" - это структура "Авиа групп", предлагающей полный комплекс услуг бизнес-авиации в аэропортах "Шереметьево" и "Пулково". Представитель Тимченко уверял, что тот продал "Авиа групп" в 2014 г.

Упомянутая в новом санкционном списке Fentex Properties (с британских Виргинских островов) - это компания, которая продала долю Тимченко в Gunvor его партнеру Торбьерну Торнквисту. А кипрская Whiteseal Holdings из санкционного списка - это фирма, владеющая долей Тимченко в "Новатэке".

Попавшая под санкции люксембургская компания Maples SA через ряд компаний принадлежит Тимченко и его супруге Елене (по данным, раскрытым банком "Россия"). Maples владеет российской фирмой "Трансойл СНГ", у которой есть доля (10,23%) петербургского банка "Россия" давнего знакомого Владимира Путина - Юрия Ковальчука.

Как выяснили "Ведомости", панамская компания из нового санкционного списка Lerma Trading была связана с ранее попавшей под санкции фирмой Southport Management Services Ltd, которую американское министерство финансов заподозрило в "материальной поддержке" Тимченко. Люди из окружения Тимченко рассказали "Ведомостям", что Lerma Trading еще в 2006 г. получала дивиденды (около $13 млн) на счет в монакском банке от нефтетрейдера SNG trading, половиной которого владел Southport.

В 2004 г. Southport Management Services приобрела за $2 млн половину нефтетрейдера SNG Trading, другой половиной которого владел Тимченко, рассказали свою версию знакомые бизнесмена. Трейдер сотрудничал с колумбийской компанией Meta Petroleum, добывавшей нефть на крупнейшем в Колумбии месторождении Рубиалес. Через год после покупки доли те же $2 млн ушли панамской фирме Radnor Investments SA «в качестве урегулирования сделки».

Последняя фирма засветилась в уголовном деле одного из лидеров итальянской организованной преступности – неаполитанской каморры – Раффаэле Амато. В мае 2010 г. он был приговорен к 20 годам тюрьмы за связь с преступной организацией, торговлю оружием, наркотиками и отмывание денег. Среди прочего его обвиняли в том, что он был одним из главных поставщиков кокаина в Италию. Radnor Investments входила в число фирм, через которые Амато и его люди отмывали деньги, чтобы потом вложить их в испанскую недвижимость. Как указано в материалах суда Неаполя, схема с Radnor помогала обеспечить анонимность инвестиций.

Тимченко ничего не знал об Амато и его делах, Radnor могла выполнять роль сервисной компании для разных клиентов, считают знакомые российского бизнесмена. Эту фирму создала и контролировала одна из контор международной ассоциации бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых компаний Moores Rowland. Один из фигурантов дела Амато, бывший консультант Moores Rowland в Монте-Карло Филиппо Толедо, ранее заверил «Ведомости», что услугами в качестве номинального собственника активов и держателя банковских счетов Radnor пользовались разные клиенты. «Это объяснение подозрительно, хотя однозначно сказать, что такого не могло быть, нельзя. Когда люди приносят немалые деньги, они, как правило, предпочитают индивидуальный подход, – ранее пояснял "Ведомостям" управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. – Человек, защищающий свои активы, предпочтет заплатить чуть больше, но получить фирму, созданную именно для него, чтобы активы не перемешались. Может случиться, что один клиент отмывает деньги и все активы арестуют. Хотя бы из таких соображений нелогично складывать все яйца в одну корзину, особенно общую». «Мы неоднократно слышали различные предположения о себе, но все они далеки от действительности», – ранее сообщал "Ведомостям" представитель Тимченко.