Угроза банкротства американских нефтяных компаний растет

Но у тех, кто купит их активы после списания долгов, добыча будет прибыльной даже при низких ценах на нефть
Финансовые проблемы пока не заставили сланцевых добытчиков в США сократить производство, хотя мелкие компании уже банкротятся/ Lucy Nicholson/ Reuters

До трети нефтегазовых компаний в США могут быть вынуждены объявить о банкротстве или реструктурировать бизнес к середине 2017 г., считают аналитики Wolfe Research. Некоторые смогут выжить, если цены на нефть восстановятся хотя бы до $50 за баррель, полагают они. Пока же нефть торгуется чуть дороже $30 за баррель: в среду цена WTI немного превышает $31.

По данным юридической фирмы Haynes & Boone, более 30 небольших компаний, совокупный долг которых превышает $13 млрд, уже подали заявления о банкротстве и защите от кредиторов с тех пор, как в 2014 г. начался обвал цен на нефть. Ситуация в отрасли даже «хуже, чем в 1986 г.», когда в последний раз начался многолетний спад цен на нефть, говорится в опубликованном в понедельник отчете Morgan Stanley. Нынешнее снижение цен наиболее сильное и длительное из пяти случаев падения за период с 1970 г., отмечает аналитик банка Мартин Ратс.

По оценкам консалтинговой компании AlixPartners, при нынешних ценах нефтегазовые компании Северной Америки в общей сложности еженедельно теряют около $2 млрд. «Большие проблемы будут у многих из них», - уверен Ким Брэйди из косалтинговой компании Solic Capital.

Американские нефтяники сократят свои бюджеты до $89,6 млрд, или на 51% по сравнению с 2014 г., по оценке Cowen & Co. Это даже больше, чем во время падения цен во второй половине 1980-х гг. При этом некоторые банки, аналитики и представители отрасли ожидают, что избыток нефти сохранится и в 2017 г.

Вероятность восстановления цен в ближайшие месяцы невелика, поэтому компании, разрабатывающие сланцевые месторождения от Техаса до Северной Дакоты, можно поделить на имущих и неимущих. У компаний, сильно полагавшихся на заемные средства во время сланцевого бума, нет иного выбора, кроме как продолжать нефтедобычу, чтобы за счет денежного потока обслуживать долги. Но тем самым они выкапывают себе еще более глубокую яму. Согласно S&P Capital IQ компании Sandridge Energy, Halcon Resources и Energy XXI в III квартале 2015 г. более 40% выручки перечислили на выплату процентов по долгам. Представители Sandridge и Halcon не ответили на запросы о комментарии. Как заявил вице-президент Energy XXI Грег Смит, его компания выкупила облигации на $900 млн, чтобы сократить расходы на выплату процентов.

Наиболее устойчивые компании, разрабатывающие наилучшие месторождения, с помощью хеджирования смогли обеспечить себе на этот год контракты с ценами выше $50 за баррель. Но даже эти нефтяники, в том числе пионеры сланцевого бума ConocoPhillips и Pioneer Natural Resources, планируют наращивать добычу в этом году. По словам гендиректора Pioneer Скотта Шеффилда, это имеет смыл даже при низких ценах, так как рентабельность операций на лучших скважинах все еще достаточно высока. Кроме того, инвесторы по-прежнему ценят компании, которые наращивают нефтедобычу. «Котировки акций компаний, объявивших о снижении добычи в 2016 г., рухнули», - отмечал в интервью Шеффилд. Акции Pioneer за последний год подешевели на 16%, но на прошлой неделе компания успешно провела допэмиссию на $1,4 млрд, и спрос на ее бумаги был высоким.

Проблемные компании будут вынуждены продавать активы или использовать возобновляемые кредитные линии. Но последний вариант ненадежен, поскольку многие компании ждут, что их кредитные лимиты будут сокращены из-за снижения стоимости их запасов нефти и газа. Фонды прямых инвестиций уже готовы потратить более $100 млрд на покупку активов банкротящихся компаний, говорят эксперты. Но крупные слияния или поглощения маловероятны, ведь покупателям придется покрывать долги приобретаемых компаний. Вместо этого некоторые потенциальные покупатели ждут банкротства слабых нефтяников, чтобы приобрести активы, когда их долги будут списаны, а месторождения подешевеют. В случае списания долгов безубыточная добыча будет возможна даже и при более низких ценах на нефть. «Сейчас нет смысла быть спасителем. Если можно просто получить активы после банкротства, то и спасать никого не нужно», – говорит аналитик FBR & Co. Чэд Мэбри.

От складывающейся ситуации может пострадать не только нефтяной, но и банковский сектор. Прогнозы убытков банков по кредитам энергетическим компаниям растут. По оценке банковских регуляторов, проблемные кредиты нефтегазовым компаниям выросли до $34,2 млрд (15% совокупного объема) с $6,9 млрд (3,6%) в 2014 г. Правда, займы энергетическим компаниям составляют лишь небольшую часть кредитных портфелей крупнейших банков США. Так, у Wells Fargo, одного из крупнейшего кредитора энергетиков, в III квартале доля кредитов нефтегазовым компаниям равнялась лишь 2% (примерно $17 млрд).

Пока же финансовые трудности компаний не поспособствовали снижению добычи нефти в США. По данным Управления энергетической информации, в начале этого года нефтедобыча в стране составляла 9,2 млрд, что на 1% больше, чем в январе 2015 г., когда нефть была на 40% дороже.

Перевел Алексей Невельский