Российскому авторынку предсказали резкое замедление падения

В 2015 году продажи автомобилей упали на 35,7%, в 2016 году показатели будут намного лучше
Российский рынок легковых автомобилей составил около $30 млрд/ А. Гордеев/ Ведомости

За 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились в России на 35,7% к 2014 г. до 1,6 млн штук. Об этом в четверг 14 января сообщил председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер.

В декабре 2015 г., по его словам, продажи упали на 45,7%, составив 146 963 автомобиля. Декабрь, таким образом, по количеству проданных машин оказался лучшим месяцем в 2015 г., но «чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда» в 2014 г. (270 000 штук), приводятся в сообщении АЕБ слова Шрайбера.

10 самых продаваемых автомобилей в 2015 году

10 самых продаваемых автомобилей в 2015 году

В целом результат года примерно соответствует прогнозу АЕБ (последний раз корректировался по итогам сентября) – 1,57 млн штук. Аналитики компании PwC в ноябре ухудшили прогноз по российскому рынку: падение продаж ожидалось на 45% (1,28 млн штук). Продажи лидера – «АвтоВАЗа» – в 2015 г. упали на 30,5% до 269 096 автомобилей, Kia – на 16% (163 500 машин), Hyundai – на 10% (161 201 машину).

Российский рынок легковых автомобилей составил около $30 млрд, что в два раза меньше аналогичного показателя 2014 г. ($61 млрд), говорится в сообщении «Автостата». Рынок в рублевом выражении упал примерно на четверть — до 1,8 трлн руб., подсчитали аналитики агентства.

В 2016 г. АЕБ рассчитывает на продажи на уровне 1,53 млн автомобилей при условии, что объемы господдержки автомобильного сектора сохранятся. Всего за 2016 г. рынок может упасть на 4,7% по сравнению с количеством проданных автомобилей в 2015 г. Рынок пока не стабилизируется, но темпы падения сокращаются, сказал Шрайбер.

В 2016 г. господдержка авторынка останется как минимум на уровне 2015 г. (43 млрд руб.), но объем субсидий может быть увеличен до 50 млрд руб., говорил в декабре 2015 г. вице-премьер Аркадий Дворкович.

Падение российского авторынка на 4,7% в этом году - это оптимистичный сценарий, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Спрос будет зависеть от курса рубля и стоимости нефти, продажи могут составить при различных сценариях развития экономики 1,2-1,5 млн штук, считает он. Покупатели очень осторожны, а те автомобили, которым сейчас 5-6 лет и которые пора менять, покупались еще в 2009-2010 гг., когда спрос был очень слабый, объясняет он. Ниже, чем в 2009 г., рынку падать некуда (по данным АЕБ, рынок упал тогда на 49%, было продано 1,46 млн автомобилей. - «Ведомости»), продажи на уровне 100 000 штук в месяц сохранятся в любом случае, считает Удалов.

Общие продажи в 2016 г. могут быть и чуть меньше прогнозируемого АЕБ — на уровне 1,3-1,4 млн автомобилей, считает гендиректор «Сузуки мотор рус» Кэиити Сумида. Предпосылок к улучшению ситуации на рынке не наблюдается, ситуация с курсом рубля вряд ли сильно изменится, как и покупательная способность россиян, объясняет он. Компания рассчитывает сохранить продажи как минимум на уровне 2015 г., заявил Сумида. Спрос на автомобили Fiat Chrysler стабилен, а в 2016 г. возможно улучшение показателей продаж, оптимистичен гендиректор «Крайслер рус» Джорджио Горелли. Сейчас самое главное для автопроизводителей - быстро адаптироваться к текущей ситуации, рассуждает он.