РЖД разработала новую программу высокоскоростных перевозок

На ее реализацию до 2030 года понадобится почти 5 трлн рублей
РЖД решила не отказываться от проектов организации высокоскоростного движения в России, которая предусматривает строительство высокоскоростных магистралей/ А. Гордеев/ Ведомости

Правление РЖД утвердило актуализированную программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения до 2030 г. («Ведомости» ознакомились с документом). Она предусматривает строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва – Казань – Екатеринбург, Москва – Адлер и Москва – Санкт-Петербург, а также несколько скоростных и высокоскоростных магистралей небольшой протяженности между рядом региональных городов.

Программа разбита на три этапа. На первом, до 2020 г., планируется ввести в эксплуатацию участки ВСМ Москва – Казань стоимостью 1,2 трлн руб., Москва – Тула (268,6 млрд руб.), Челябинск – Екатеринбург (122,6 млрд руб.), а также скоростные магистрали Тула – Белгород (86,8 млрд руб.), Екатеринбург – Нижний Тагил (12,9 млрд руб.) и Новосибирск – Барнаул (62,3 млрд руб). Кроме того, программа предусматривает проектирование крупнейшего контейнерного порта в Усть-Луге для приема и распределения контейнерных грузов, следующих между Китаем и Европой.

В 2021–2025 гг. планируется строительство ВСМ Ростов – Краснодар – Адлер, Тула – Воронеж и продление ВСМ от Казани до Елабуги, а также ряда других скоростных региональных магистралей. Но целесообразность проектов второго этапа необходимо рассматривать и уточнять после подтверждения заявленных финансово-экономических эффектов первого этапа, следует из программы.

В 2026–2030 гг. РЖД предполагает построить ВСМ Москва – Санкт-Петербург (время в пути сократится с 4 до почти 2,5 часа), магистраль от Елабуги будет продлена до Екатеринбурга, а от Воронежа – до Ростова-на-Дону.

В ценах 2015 г. вся программа стоит 4,9 трлн руб., подсчитали в РЖД. Причем 50% от этой суммы – внебюджетные источники. Реализация каждого проекта предполагается с использованием ГЧП. А инвестору РЖД готова предоставлять доли в проектах, сохраняя за собой контроль, говорится в программе.

Вместе с тем «широкое использование для финансирования проектов должны получить инфраструктурные облигации», говорится в программе. Кроме того, для снижения расходов на выкуп земли (одна из главных статей расходов при строительстве новых трасс) возможен выпуск долговых долгосрочных бумаг для расчетов с собственниками земли, говорится в документе.

По расчетам РЖД, реализация программы обеспечит прирост ВВП на 1,31% по отношению к базовому сценарию. За 30 лет эксплуатации проектов РЖД рассчитывает получить более 1,67 трлн руб. прибыли.

Программу вряд ли удастся реализовать до тех пор, пока «сохраняются санкции и для России закрыт рынок европейского капитала», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. А в ближайшие три года состояние бюджета не позволит выделить даже средств, достаточных хотя бы для разработки проекта. Да и экономическая эффективность программы не подтверждена. «Динамика доходов населения дает повод говорить о стагнации пассажиропотока в ближайшие годы», – резюмирует Бурмистров.

Минэкономразвития прорабатывает возможные схемы реализации программы в связи с новыми экономическими условиями, сказал представитель министерства. Его коллеги из Минфина, Минтранса и ФАС не ответили на вопросы «Ведомостей».