Статья опубликована в № 4068 от 05.05.2016 под заголовком: Рекордный год «Ютэйр»

«Ютэйр» сумела заработать операционную прибыль в 2015 году

Авиакомпании удалось выправить финансовое положение благодаря программе оптимизации

Впрошлом году «Ютэйр» получила по МСФО 5 млрд руб. операционной прибыли – это рекордный результат компании как минимум с 2008 г. (более ранней отчетности по МСФО нет), даже лучше, чем в докризисные 2008 и 2013 годы, следует из ее отчетности. Сумела «Ютэйр» получить и чистую прибыль. В 2014 г. у компании был операционный и чистый убыток – 10,8 млрд и 61,7 млрд руб. соответственно.

Как следует из отчетности, операционную прибыль обеспечило резкое сокращение операционных расходов: на 25% до 65,3 млрд руб., в том числе расходов на персонал на 29,5% до 12,3 млрд руб. При этом выручка упала всего на 7,8%. Чистую прибыль «Ютэйр» обеспечил неоперационный доход в 28 млрд руб. от реструктуризации финансовых обязательств, без этой строки у компании был бы чистый убыток, следует из отчета. «На эту сумму уменьшились по сравнению с 2014 г. обязательства компании (до 75 млрд руб.), списанная часть долга отражается в финансовом результате – это бухгалтерская проводка, условная прибыль», – объясняет аналитик «Атона» Михаил Ганелин.

Сделки с «дочками»

В 2015 г. «Ютэйр» продала 100% «Катэкавиа» (сейчас Azur Air, перевезла в январе – марте 306 000 человек) и стала единственным владельцем авиакомпании «Турухан» (51 000 человек), докупив ее 25%.

В 2014–2015 гг. «Ютэйр», оказавшаяся на грани банкротства, чтобы снизить издержки, активно сокращала маршрутную сеть, парк судов (со 115 до 66 самолетов) и персонал. В прошлом году среди крупных российских авиакомпаний стала лидером по снижению пассажиропотока (-35,3% до 5,5 млн человек). Эти усилия оценили банки и правительство – на реструктуризацию долгов банки выдали «Ютэйр» два синдицированных кредита: семилетний – на 18,9 млрд руб. (под госгарантии в 9,5 млрд руб.) и 12-летний – на 24,1 млрд руб., пошли на реструктуризацию и держатели облигаций (14,5 млрд руб.).

В январе – марте «Ютэйр» перевезла 1,22 млн человек (+17,8% к I кварталу 2015 г.), пассажиропоток российских авиакомпаний в целом снизился на 2,8% до 16,5 млн человек. «Рост производственных показателей обусловлен увеличением налета на воздушное судно, а также уплотнением расписания и расширением географии полетов по востребованным направлениям», – объясняет представитель «Ютэйр».

«Результат 2015 г. неожиданный и хороший: компания получила операционную прибыль в такой тяжелый для гражданской авиации год, занимаясь при этом реструктуризацией, – в этом году она сможет сосредоточиться на повышении эффективности и увеличить долю рынка после ухода «Трансаэро», – говорит Ганелин. На данном этапе размер чистой прибыли не особо важен, добавляет он, главное – что «Ютэйр» генерирует операционный денежный поток (13,5 млрд руб.) и работает по утвержденной кредиторами бизнес-модели.

«Ютэйр» не может объявлять дивиденды до погашения обязательств перед банками, говорит менеджер Райффайзенбанка (был агентом по реструктуризации долгов). При этом у компании грейс-период на год по погашению тела семилетнего кредита и грейс-период на семь лет по 12-летнему кредиту, причем проценты по последнему составляют всего 0,01% годовых, план реструктуризации предполагает работу с операционной прибылью, добавляет собеседник.

«Ютэйр»

Третья по пассажиропотоку авиакомпания России
Основные Акционеры: ООО «АК-инвест» (50,004%; принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз»), Ханты-Мансийский автономный округ (38,83%), Тюменская область (8,44%).
Капитализация – 5,7 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2015 г.) – 68,9 млрд руб.
Чистая прибыль – 2,3 млрд руб.

«Согласно прогнозной финансовой модели, в 2016 г. ожидается положительный финансовый результат, хотя российская авиаотрасль в целом подвержена отрицательному влиянию курса рубля, цен на нефть и макросреды», – говорит представитель «Ютэйр». Условия реструктуризации компания не комментирует.

«Ситуация в отрасли для всех перевозчиков, кроме «Аэрофлота» и S7, остается очень сложной, перспектив улучшения пока нет. Авиакомпаниям надо прежде всего гнаться не за ростом пассажиропотока, а за рентабельностью перевозок, иначе есть риск повторить судьбу «Трансаэро», – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта Федор Борисов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать