Бизнес
Бесплатный
Екатерина Бурлакова
Статья опубликована в № 4093 от 10.06.2016 под заголовком: Лидеры по дешевке

«Статус-групп» вошла в пятерку самых быстрорастущих брендов крепкого алкоголя

Проблемы дистрибутора не особо отразились на продаже дешевой водки

Сразу три бренда алкогольного дистрибутора «Статус-групп» в 2015 г. вошли в пятерку самых быстрорастущих в мире, следует из ежегодного рейтинга The Millionaires Club авторитетного отраслевого издания Drinks International. Лидером стала водка «Старая марка»: ее продажи за год подскочили на 242% до 2,4 млн 9-литровых коробов. На третьем месте с ростом на 173% «Добрый медведь» (2,6 млн коробов), за ним следует «Народная», продажи которой удвоились до 1 млн коробов.

«Статус-групп» создана всего два года назад, но к концу 2015 г. стала крупнейшим дистрибутором водки [в России], обогнав такие компании, как Roust и «Синергия», – отмечается в пояснении к рейтингу. Это связано с регулированием в России: c февраля 2015 г. минимальная розничная цена на водку была снижена с 220 до 185 руб. за бутылку, напоминают авторы исследования.

Секрет успеха брендов «Статус-групп» – продажа водки по минимальной цене 185 руб., указывает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его оценке, в 2015 г. «Статус-групп» продала 11 млн дал водки (12,2 млн коробов) – 16,9% всей легально произведенной в России. В прошлом году «Статус-групп», по данным Nielsen, занимала 18,4% рынка водки в натуральном выражении и 15,1% в денежном.

Как считали

В The Millionaires Club входят все мировые бренды крепких алкогольных напитков (с содержанием спирта более 20%), продажи которых за отчетный год превысили 1 млн 9-литровых коробов.

В феврале 2016 г. на 11 ликероводочных заводах (ЛВЗ) в Кабардино-Балкарии, а также в офисах «Статус-групп» и нескольких оптовых поставщиков представители ФНС и ФСБ провели оперативные мероприятия, рассказывали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Заводы запустили схему: они отражали в ЕГАИС значительно большие объемы произведенной продукции, чем в декларациях, что приводило к росту налоговой задолженности. Всего, по словам федерального чиновника, эти заводы в 2015 г. недоплатили 23,9 млрд руб. акцизов. При этом налоговых претензий к самой «Статус-групп» не было, подчеркивал федеральный чиновник. Впоследствии лицензии большинства кабардинских заводов были приостановлены, следует из базы Росалкогольрегулирования (РАР).

На этих кабардинских ЛВЗ разливалась водка под брендами «Росспиртпрома», заводы продавали ее местным оптовым компаниям, а те – «Статус-групп». Часть брендов «Росспиртпрома», в первую очередь федерального уровня, передана в оперативное управление «Статус-групп», рассказывал тогда представитель госкомпании. По его словам, «Статус-групп» занималась дистрибуцией этого алкоголя.

После закрытия кабардино-балкарских заводов выпускать водки «Добрый медведь», «Дроva», «Калина красная» собиралось госпредприятие «Татспиртпром» и рассчитывало производить 200 000–250 000 дал. Однако компании не договорились об условиях контракта, передал через представителя гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов. Запрос «Ведомостей» в «Статус-групп» остался без ответа.

Однако, как следует из данных на этикетках водок «Народная», «Калинка», «Добрый медведь», продававшихся в магазинах в феврале этого года, эту продукцию разрешено производить на предприятии «Объединенных пензенских заводов» в Пензенской области, ликероводочном заводе «Ярославский», на Александровском ЛВЗ во Владимирской области, «Ракурсе» и «ЛВЗ Правобережный» в Северной Осетии и др.

По минимуму

190 руб.
Столько с 13 июня составит минимальная розничная цена за пол-литровую бутылку водки в России. Она вырастет на 5 руб. – приказ Минфина опубликован на портале правовой информации. Этот механизм используется с 2010 г. как инструмент борьбы с контрафактом. Тогда цена 0,5 л водки в рознице была установлена не менее 89 руб. С тех пор минимальная цена повышалась 5 раз и 1 раз снижалась.

Кроме того, топ-менеджеры нескольких крупных алкогольных компаний и розничных сетей уверяли «Ведомости», что у «Статус-групп» особые отношения с розницей: в отличие от конкурентов компания не платит им ретро-бонусы.

Проблемы заводов-производителей в Кабардино-Балкарии не помешали «Статус-групп» сохранить лидерство на рынке дешевой водки. В феврале – марте 2016 г., по данным Nielsen, с которыми ознакомились «Ведомости», в рознице доля брендов «Статус-групп» в категории дешевой водки в натуральном выражении хоть и снизилась, но не так значительно, как ожидали участники рынка: у «Старой марки» с 0,097 до 0,087%, «Калины красной» – с 0,11 до 0,093%, «Доброго медведя» – с 0,118 до 0,098%. В этот период еще сохранялись запасы продукции на рынке, полагает Дробиз, за май – июнь продажи «Старой марки», «Доброго медведя» и «Народной» упадут год к году минимум в 2 раза. По итогам 2016 г. «Статус-групп» точно не будет лидером, даже если полностью восстановить производство: минимальная цена, по которой водку можно продавать легально, – 210–220 руб., а в этом сегменте уже есть конкуренция. Продажи в 2016 г. будут не более 4 млн дал, прогнозирует Дробиз.

Владельцы «Статус-групп» не раскрываются. В октябре 2015 г. РБК предположил, что у истоков компании стоял Василий Анисимов, однако представитель бизнесмена отрицал наличие у того каких-либо связей со «Статус-групп».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать