Статья опубликована в № 4102 от 24.06.2016 под заголовком: Градус бонусом

Производители водки не выторговали бонус у сетей

Проект поправок в закон о торговле не учел их просьбы изменить модель расчетов с ритейлерами

Производителям алкоголя не удалось добиться расчетов ретробонусов сетями без учета акцизной составляющей в цене, следует из поправок в закон о торговле ко второму чтению в Госдуме, намеченному на пятницу, 24 июня.

Несколько лет назад именно производители алкоголя были одними из главных инициаторов изменений действующего закона о торговле, рассказывали ранее «Ведомостям» несколько участников работы над поправками в закон и игроки розничного рынка.

После резкого роста акцизов с 2012 г. на крепкий алкоголь его поставщики столкнулись с проблемой: повышение розничных цен грозило уходом потребителя к нелегальным производителям спиртного, а договориться с торговыми сетями и изменить модель сотрудничества – высчитывать вознаграждения из цены поставки товаров без учета НДС и акцизов – им не удавалось. Об этом писал, например, Союз производителей алкогольной продукции (СПАП) депутатам Госдумы Ирине Яровой и Виктору Звагельскому в конце 2014 г. Производителей алкоголя не устраивало, что ритейлеры зарабатывают намного больше на их продукции: с поллитровой бутылки водки, по подсчетам СПАП в письме депутатам, сеть зарабатывает 120 руб., а производитель – 4 руб.

Идею в целом поддерживало Росалкогольрегулирование (РАР): в начале 2015 г. служба написала свою версию поправок в закон о торговле и предложила исключить НДС и акцизы при расчете выплат сетям алкоголя крепче 28 градусов.

В первом чтении в мае 2015 г. депутаты Госдумы одобрили вариант поправок в закон о торговле, который четко прописывал: при расчете вознаграждений от поставщиков ритейлу «не учитывается налог на добавленную стоимость <...> а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза». Но идею не поддержал Минфин: ссылаясь на нормы Налогового кодекса, ведомство указывало в отзыве на проект поправок, что налогоплательщиками акцизов являются производители, а те, кто алкоголь перепродает, отдельно к оплате акциз не предъявляют.

В итоге текст поправок в закон о торговле ко второму чтению, опубликованный на сайте системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, гласит: при расчете вознаграждения поставщиков сетям «не учитывается сумма налога на добавленную стоимость».

Для производителей крепкого алкоголя стало неожиданностью, что к главному, второму, чтению из проекта поправок убрана норма, исключающая акциз из расчетов вознаграждений, говорит собеседник «Ведомостей», участвовавший в межотраслевых обсуждениях поправок.

Основная причина внесения поправок в такой редакции – негативный отзыв Минфина, констатирует председатель правления и совладелец крупного производителя алкоголя «Синергия» Александр Мечетин. Производители планируют «продолжить коммуникацию со всеми заинтересованными лицами», включая правительство и Госдуму, обещает он. Представитель Roust комментировать вопрос отказался.

Существующая модель расчетов с сетями по-прежнему не устраивает производителей водки. Сейчас они платят сетям вознаграждения с продаж с учетом акциза и НДС, говорит Мечетин. Это несправедливо и нарушает интересы производителей, которые к акцизу отношения не имеют, считает он. С ним согласен председатель правления СПАП Дмитрий Добров: «И акциз, и НДС поступают в бюджет и, на наш взгляд, не должны являться инструментом для получения дополнительной прибыли сетями».

В защиту поставщика

Поправки в закон о торговле разработаны группой сенаторов и депутатов во главе с Ириной Яровой. Если закон будет принят, резко сократятся платежи от поставщиков сетям: с нынешних 10% ретробонуса до 5% с учетом услуг за продвижение товара, но без учета логистических услуг. Как следовало из пояснительной записки к проекту поправок, законодатели считают, что таким образом они поддержат отечественного производителя.

Пока сети продолжают использовать цену товара с учетом акциза при расчетах вознаграждений от поставщиков алкоголя, сказали «Ведомостям» сотрудники двух федеральных ритейлеров и подтвердил представитель X5 Retail Group. «При размере ретробонусов акциз учитывается, методика одинакова для всех [поставщиков независимо от товарной категории]», – говорит представитель второго по обороту ритейлера в стране. На подакцизные товары приходится около 20% всех вознаграждений, которые получает Х5, отметил представитель сети.

Впрочем, депутаты еще могут изменить поправки за несколько часов до голосования. Накануне второго чтения, вечером 23 июня, профильный комитет Госдумы сообщил о планах вновь обсудить законопроект изменений в торговле. Правда, спустя несколько часов заседание комитета было перенесено на утро пятницы, впритык к последнему заседанию совета Госдумы в весеннюю сессию 2016 г. По поручению президента России Владимира Путина после апрельской прямой линии поправки в закон о торговле должны быть приняты в эту сессию.

Яровая была недоступна для прессы во второй половине дня четверга. Представители «Ашана» и «Дикси» от комментариев отказались; «Лента» и «О’кей» не ответили на запрос «Ведомостей».

В подготовке статьи участвовала Ольга Чуракова

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать