«Лукойл» заинтересовался двумя месторождениями в Иране

Но прежде предстоит договориться об условиях работы нефтяных компаний в стране
Президент «Лукойла» Вагит Алекперов не раз говорил, что компания готова вернуться в Иран/ С. Портер/ Ведомости

«Лукойл» рассматривает возможность участия в разработке двух месторождений в районе иранского города Ахваза, сказал в интервью «РИА Новости» посол России в Иране Леван Джагарян. Представитель компании это не комментирует. Президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что в сентябре планирует в Тегеране обсудить конкретные проекты.

«Лукойл» несколько лет работал в Иране – вместе с норвежской Statoil он разрабатывал проект «Анаран» (запасы – 2 млрд баррелей нефти, расположен на юго-западе страны). В 2005 г. по итогам бурения разведочной скважины было открыто крупное нефтяное месторождение Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 г. могла составить 5 млн т (оценка Statoil). Дальнейшим работам помешали международные санкции: в 2010 г. «Лукойл» вышел из проекта и признал убыток от обесценения инвестиций в Иране в сумме $63 млн. В 2015 г. санкции были сняты. «Лукойл» заявил, что хочет вернуться в регион. Компания заинтересована в трейдинговых операциях в Иране.

Проекты на будущее

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин во время апрельского визита в Иран договорился с министром нефти Ирана Бижаном Зангане создать список совместных проектов в нефтегазовой и нефтехимической сферах, рассказал Джагарян.

«В ближайшее время мы выработаем формулу своп-операций и в целом долгосрочный контракт по поставке нефти на наши заводы, – говорил в июне Алекперов. – Мы исторически были самым активным оператором по трейдинговым операциям на территории Каспийского моря. Мы поставляли и бензин, и керосин в Иран. И плюс мы будем крупным трейдинговым оператором на территории Персидского залива. Министр поддержал наши переговорные процессы» (цитата по ТАСС).

Город Ахваз расположен на западе страны. В 1958 г. в этом регионе было найдено одно из крупнейших в мире месторождений – Ахваз. Его ресурсы оцениваются в 4 млрд т нефти и 300 млрд куб. м газа, говорится в корпоративном издании «Лукойл оверсиз».

После снятия санкций Иран открыл доступ к недрам для иностранных компаний. «Иран представляет колоссальный интерес для всех нефтегазовых компаний», – говорил Алекперов в интервью «Ведомостям». В течение двух лет страна планирует подписать контракты на $25 млрд, заявлял недавно руководитель National Iranian Oil Company Али Кардора.

Главный вопрос – условия контракта. Иран настаивает на сервисном контракте, а нефтяные компании хотят, чтобы действовало соглашение о разделе продукции, напоминает старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. В начале августа правительство страны утвердило типовой договор, но каждый договор с конкретным инвестором будет рассматривать иранское министерство нефтяной промышленности отдельно, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на агентство IRNA. При этом для участия в проекте иностранные инвесторы должны будут сформировать совместные предприятия с иранскими компаниями, отобранными иранским правительством.

Контракт дает гарантию, что, если в ходе геологоразведочных работ будут подтверждены запасы, компании смогут разрабатывать месторождение, право собственности на ресурсы останется за Ираном, говорит аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. Это долгосрочные контракты – будут заключаться на 20 лет. Есть необычные предложения: защитить инвесторов от политики ОПЕК. Если, например, картель решит сократить квоты, то добыча консорциума не будет попадать под эти требования, отмечает он. Иран – член ОПЕК. В июле добыча нефти в Иране составляла в среднем 3,55 млн баррелей в сутки – максимум с декабря 2011 г. (данные Bloomberg). «Многое в этих проектах остается неясным», – продолжает Нестеров. Эти типовые договоры должен утвердить парламент, где сильна оппозиция, поэтому в ближайшее время их заключения ждать не стоит.