Самоуправляемые корабли уже включаются в планы развития грузоперевозчиков

Работой над судами-роботами занимаются ряд компаний, включая Rolls-Royce, и университетов

Судостроительные компании, грузоперевозчики и регуляторы уже готовятся к будущему, в котором грузовые корабли будут пересекать океаны с минимумом экипажа или вообще без него. Прогресс в автоматизации и передаче данных даже далеко от берега может способствовать самым значительным переменам в судоходстве с тех пор, как дизельные двигатели заменили паровые.

Ряд компаний и университетов во главе с британским производителем двигателей Rolls-Royce Holdings участвуют в инициативе Advanced Autonomous Waterborne Applications. Они предвидят, что операторы судов смогут перенять технологии, давно используемые в гражданской авиации. Также группа изучает ноу-хау, применяемые в самоуправляемых автомобилях, чтобы адаптировать их для безопасного автономного мореплавания. Повышение автоматизации может позволить улучшить эффективность использования судов, в том числе снизить потребление топлива. Так, в частности, считает Палле Лаурсен, руководитель Maersk Line Ship Management, флот которой насчитывает 630 судов.

Будущие безэкипажные корабли могут напоминать некоторые из наиболее продвинутых военных беспилотников. Они могут быть оснащены камерами высокого разрешения, инфракрасными и лазерными детекторами, чтобы следить за окружающей обстановкой. Большие массивы данных будут передаваться в командные центры, где сотрудники в основном будут следить за передвижением и оптимальной скоростью судов.

В этом году консорциум во главе с Rolls-Royce завершил исследование и пришел к выводу, что создание таких кораблей возможно и они позволят экономить. По оценкам вице-президента морского подразделения Rolls-Royce Оскара Левандера, транспортные расходы могут уменьшиться на 22%. Прежде всего это произойдет за счет снижения затрат на оплату труда, а также экономии на топливе, поскольку не нужно будет перевозить оборудование, необходимое для нахождения людей на борту.

Первые шаги в этом направлении уже предпринимаются. Компания Finferries проверяет на пароме Stella в Балтийском море возможность использования для автономных операций различных датчиков, в том числе лазерных сенсоров и термальных камер.

Критически важной для появления в океанах удаленно управляемых грузовых кораблей к 2030 г. и самоуправляемых к 2035 г. является способность передавать большие объемы данных на берег, чтобы гарантировать безопасность операций. Много лет с этим были проблемы из-за нехватки доступных пропускных способностей, но спутники нового поколения могут снизить соответствующие затраты. Так, в этом году спутниковая компания Inmarsat запустила для грузоперевозчиков сервис Fleet Xpress, обеспечивающий им более надежную связь. По словам Рональда Спитаута из Inmarsat, это позволит операторам лучше следить за работой двигателей и другими функциями кораблей, чтобы повысить их автоматизацию.

Rolls-Royce (не аффилирована с одноименным автопроизводителем) надеется поправить дела своего морского подразделения благодаря более умным кораблям. Начавшийся в 2014 г. обвал цен на нефть способствовал снижению спроса на морские суда с расширенными возможностями, поэтому за последние два года продажи соответствующего подразделения снизились на 16% и 23% соответственно. Даже если цены на нефть вырастут, это не гарантирует полного восстановления спроса на специальные корабли, обслуживающие морские нефтегазовые платформы, отмечает президент морского подразделения Rolls-Royce Микаэль Мякинен. Поэтому компания уже ведет переговоры с некоторыми операторами о начале испытаний более автоматизированных кораблей.

Но на пути самоуправляемых кораблей стоят барьеры. «Есть ряд проблем, связанных с безопасностью, навигацией и юридическими вопросами, которые необходимо решить прежде, чем мы сможем думать над появлением в нашем флоте безэкипажных контейнеровозов», - говорит Лаурсен из Maersk.

Международная морская организация (IMO), входящая в структуру ООН, сейчас запрещает использовать корабли без экипажа, ссылаясь на Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море. Первоначальная версия этого документа появились в 1914 г., спустя два года после крушения «Титаника». Нынешняя версия была принята в 1974 г., затем в нее вносились поправки в связи с появлением новых технологий. Сторонники автоматизации надеются на дальнейшее смягчение правил.

Также пока неясно, как этих судов будут касаться обязательства по предоставлению помощи терпящим бедствие кораблям и проблема пиратства. По словам представителя IMO Наташи Браун, спонсируемая британским правительством рабочая группа Marine Autonomous Systems Regulatory Working Group уже работает над изменениями в регулировании отрасли. Председатель рабочей группы Джеймс Фэншейв надеется убедить IMO открыть дорогу для создания самоуправляемых кораблей до конца десятилетия.

Появление безэкипажных кораблей неизбежно, считает капитан Танасис Апостолопулос из афинской Springfield Shipping: «День, когда это произойдет, будет грустным для мореплавателей».

Перевел Алексей Невельский