Российский рынок онлайн-торговли ускорил рост

По итогам года он может достичь почти 1 трлн рублей
В первом полугодии оборот рынка вырос на 26%/ М. Стулов/ Ведомости

В этом году российская онлайн-торговля может вернуться к быстрому росту после прошлогоднего резкого замедления динамики, прогнозирует Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). В первом полугодии оборот рынка вырос на 26% до 405 млрд руб., по итогам всего года рост может составить 18,4%, а рынок – 900 млрд руб., допускает она. «Возможно, будет чудо, и мы выйдем на 1 трлн руб.», – заявил президент АКИТ Алексей Федоров. Сообщая об итогах I квартала 2016 г., АКИТ прогнозировала рост рынка до 850 млрд руб. по итогам года.

После резкого замедления в 2015 г. (в долларах рынок вообще сократился) онлайн-продажи снова возвращаются к докризисным темпам роста, говорит первый заместитель гендиректора «220 вольт» Леонид Довладбегян. Во-первых, становится более популярным сам способ покупки (в интернете), во-вторых, интернет дает возможность сравнить цены и выбрать более выгодное предложение, что актуально в кризис, рассуждает он. В России рекордные темпы снижения реальных доходов населения, в этой ситуации цена – решающий фактор выбора, добавляет Дов­ладбегян.

Стабильно продолжают расти продажи товаров для спорта и отдыха, дома и ремонта, говорит коммерческий директор «Юлмарта» Олег Пчельников; с начала года постепенно восстанавливается интерес и к некоторым товарам техники и электроники.

Помогает и увеличение количества покупок, сделанных в зарубежных интернет-магазинах, добавляет Довладбегян: «Барьеров на пути трансграничной онлайн-торговли нет, а для доставки используется «Почта России» с гигантской сетью отделений».

Из прогнозируемых по итогам года 900 млрд руб. около 320 млрд руб. могут составить покупки россиян в зарубежных онлайн-магазинах, считает АКИТ (+37% год к году). «Ситуация полностью вышла из-под контроля», – расстроен Федоров из АКИТ: покупок в российских интернет-магазинах стало больше на 5%, а в зарубежных – на 102%.

Гендиректор крупного онлайн-ритейлера Ozon Дэнни Перекальски недавно сообщил, что компания снизила прогноз по увеличению продаж в 2016 г. с 25 до 20% (18 млрд руб.). Рынок замедляется, объяснил он «Ведомостям»: покупатель стал более чувствителен к цене, ищет более дешевые товары, поэтому средний чек не растет, хотя заказов становится больше. По прогнозу Перекальски, российский рынок онлайн-торговли вырастет в 2016 г. на 10% до 700 млрд руб.