У властей Иркутской области нет денег на выбор инвестора

Желание отдать аэропорт Иркутска без конкурса правительство области объясняет стремлением сэкономить бюджетные деньги
Вопреки соглашению с Минтрансом и требованию ФАС правительство Иркутской области хочет без конкурса отдать свой аэропорт инвестору /Сергей Кантарчян

Заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Болотов 23 сентября отправил заместителю министра транспорта Валерию Окулову дорожную карту привлечения инвестора для реконструкции аэропорта «Иркутск» и строительства нового аэропорта вне городской черты. Провести конкурс инвесторов для строительства аэропорта на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП) облправительство планирует в 2017–2018 гг., а в 2020 г. объект должен быть введен в эксплуатацию, говорится в разделах «этап» и «сроки» дорожной карты. Но в разделе «проводимая работа» уточняется, что из-за дефицита бюджетных средств облправительство планирует выбрать инвестора без бюджетных затрат, что исключает проведение конкурса. «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили областной чиновник и представитель Минтранса. Представитель Иркутской области на запрос не ответил.

Аэропорт «Иркутск» – последний аэропорт-миллионник, которому власти ищут инвесторов. В 2014 г. область по соглашению с Минтрансом обязалась через конкурс найти инвестора для нового аэропорта в течение 16 месяцев, в апреле 2015 г. область стала владельцем аэропорта. В июле Окулов потребовал от губернатора Иркутской области Сергея Левченко объяснить причину срыва сроков и назвать новые. В мае Левченко сказал, что область, возможно, будет совместно с «Новапортом» управлять аэропортом. После этого отобрать инвестора для СП на конкурсе от Левченко потребовала ФАС. Кроме «Новапорта» Романа Троценко о своем интересе к аэропорту заявляли «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга, «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

«Конкурс для привлечения инвестора предусмотрен соглашением, отказ от него из-за дефицита областного бюджета – это надуманная позиция, тем более когда есть несколько претендентов», – категоричен представитель Минтранса. По условиям ГЧП у региона появятся обязательства перед инвестором, в том числе, по мнению Минтранса, ему должен быть передан существующий аэропорт, говорит собеседник.

Международный аэропорт Иркутск

Акционер – правительство Иркутской области (100%).
Выручка (РСБУ, 2015 г.) – 2 млрд руб.
Чистая прибыль – 369 млн руб.
Пассажиропоток – 1,6 млн человек.

В письме Болотова уточняется, что реконструкцией действующего аэропорта и проектированием нового займется не инвестор, а создаваемая проектная компания. Она создается облправительством, у нее будет частный акционер, говорят два областных чиновника. Им станет «Новапорт Иркутск», уточняет один из них. «Мы создали «Новапорт Иркутск» для работы в области, постоянно консультируем область и поучаствуем в проектной компании, если предложат, но нам никто ничего не обещал без конкурса», – уверяет менеджер «Новапорта».

«Курс на бесконкурсный отбор инвестора ошибочен, идет вразрез с предупреждением ФАС и усиливает недоверие потенциальных инвесторов к региональной власти», – удивлен представитель «Базэла». «Конкурс позволил бы области получить наилучшее предложение, и намерение отказаться от него нам непонятно», – говорит представитель «Аэропортов регионов». Если аэропорт будет внесен в СП с инвестором без конкурса, служба может предписать отменить эту сделку и провести конкурс, говорит чиновник ФАС. Создать СП с инвестором и внести в него акции аэропорта можно без конкурса, говорит партнер King & Spalding Илья Рачков. Но для этого потребуется согласование федеральных органов власти, считает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. В любом случае, если ФАС впоследствии потребует создать СП по конкурсу, придется подчиниться или быть готовым судиться, говорит Можаровский.