Бизнес
Бесплатный
Галина Старинская
Статья опубликована в № 4290 от 29.03.2017 под заголовком: «Лукойл» сливает бензин

«Лукойл» недоволен доходностью на своих заправках

Компания думает о продаже трети АЗС в России. Но ситуация не так плоха, успокаивают эксперты

«Лукойл» рассматривает возможность продажи трети своих АЗС в России, сообщил РБК со ссылкой на источник в компании. Это подтвердил источник «Ведомостей» в «Лукойле». Представитель компании от комментариев отказался. Речь идет о заправках в Оренбургской, Костромской, Владимирской, Брянской, Московской областях, Чувашии. Главная причина такого решения – снижение доходности продаж. В 2016 г. она составляла 2000 руб. с 1 т, в I квартале 2017 г. – 8 руб. за 1 т из-за налогового маневра. По словам собеседника, компания может продать АЗС в три этапа до конца года.

В России «Лукойлу» принадлежит 2544 АЗС. То есть на продажу может быть выставлено 700 заправок. Найти покупателей на такое количество будет сложно, говорит старший аналитик «Атона» Александр Корнилов. Продать можно будет с большим дисконтом, считает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Заправки «Лукойла» могут быть интересны иностранным инвесторам, полагает собеседник в «Лукойле». В указанных регионах у «Лукойла» всего 100 АЗС, а в Московской области еще 150, знает старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.

Другие компании о планах продавать АЗС не заявляют. Наоборот, «Татнефть» намерена увеличить сеть на 5% – это один из элементов стратегии компании, говорит представитель «Татнефти». Источник «Ведомостей» в одной из нефтяных компаний замечает, что ситуация не такая драматичная: «У нас все нормально. Говорить, что этот квартал сильно отличается от предыдущего, нельзя». Информация о возможной продаже «Лукойлом» своих АЗС – попытка привлечь внимание властей к ситуации с доходностью в I квартале, рассуждает собеседник в другой нефтяной компании.

Представитель Минэкономразвития адресовал вопросы в Минэнерго. Его представитель, а также – «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы. В Минфине не видели расчетов о снижении доходности АЗС, говорит его представитель: «Предложений о внесении изменений в законодательство по этой части сейчас не прорабатываем».

«Лукойл»

Нефтяная компания
Основные акционеры – менеджмент (34,51%), Lukoil Investments Cyprus Ltd. (16,18%).
Капитализация – $45 млрд.
Выручка (МСФО, 2016 г.)– 5,2 трлн руб.,
Чистая прибыль – 206,8 млрд руб.

В 2016 г. «Лукойл» увеличил продажи топлив через розничную сеть в России на 2,9% до 9,8 млн т, указано в отчете компании. Доля этих продаж в выручке – 7,3% (381,6 млн руб.). Маржа АЗС в среднем по России сократилась за последний год примерно вдвое – с 2000 до 1000 руб. за 1 т, говорит Былкин. Ситуация на розничном рынке схожа у всех участников, хотя вертикально-интегрированные компании чувствуют себя более уверенно, так как могут распределить затраты между сегментами бизнеса, объясняет он. Снижение произошло из-за роста акцизов на топлива в 2016–2017 гг., которые до сих пор не учтены в розничной цене, отмечает Былкин.

Стоимость одной АЗС «Лукойла»в среднем 70–80 млн руб., говорит директор по развитию компании «Алгоритм топливный интегратор» Алексей Солдатов. От падения маржи страдают в первую очередь независимые АЗС, говорит он. По словам Солдатова, небольшая или нулевая маржа на АЗС – это мировая тенденция. Например, заправки в США зарабатывают на дополнительном сервисе. В 2016 г. доходы «Лукойла» от продаж нетопливных товаров и услуг на АЗС выросли на 15%. А у «Газпром нефти» одна чашка кофе на АЗС по прибыли равна 6 л бензина, рассказывал гендиректор «Газпром газэнергосети» Дмитрий Миронов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать