Статья опубликована в № 4308 от 24.04.2017 под заголовком: В Европу за платьем

Российские туристы стали больше тратить в Европе

Однако все еще существенно меньше, чем до кризиса

Траты россиян за границей в I квартале 2017 г. выросли почти на 40% год к году. К такому выводу пришли аналитики UBS, основываясь на данных Global Blue – оператора системы возврата НДС (работает в 43 странах Европы, Азии и Латинской Америки). Покупательная способность путешественников из России начала восстанавливаться в IV квартале 2016 г., но с этого года она растет на 33–46% в месяц (см. график). Россияне стали чаще выезжать за рубеж, соответственно, выросло число покупок, поясняет пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Рубль стабилизировался, потребительская уверенность растет, уточняется в исследовании UBS.

В марте магазины немецкой KaDeWe Group посетило на треть больше российских туристов, чем годом ранее, рассказал представитель компании. «Два года россияне не понимали, что их ждет, они копили и никуда не ездили. Теперь стали ездить и тратить накопленное. Невозможно три года подряд носить одну и ту же куртку, обувь, брюки, платье», – рассуждает гендиректор сети турагентств на юге России «Розовый слон» Алексан Мкртчян. Кроме того, товары в России уже не дешевле, чем в Европе, замечает Тюрина. Российские туристы не перестали экономить, уверяет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе: «Экскурсии не берут, в ресторанах не шикуют, сувениры по минимуму, активно возвращают tax free».

Российские банки заметили увеличение транзакций среди клиентов за рубежом. Количество операций по кредитным картам за пределами России в I квартале 2017 г. выросло на 7% год к году, также россияне стали чаще покупать в магазинах duty free (+20%), отмечает исполнительный директор кредитно-карточного бизнеса банка «Русский стандарт» Ростислав Яныкин. По данным ВТБ, в марте 2017 г. число клиентов, совершивших транзакции за рубежом, выросло на 18%, число операций – на треть. Тенденция продолжится до конца года, полагает начальник управления CRM банка ВТБ Андрей Кутовой.

Наибольшей популярностью у россиян пользуются именно страны Евросоюза: в топ-10 направлений на майские праздники, по данным Aviasales, вошло пять европейских, показав значительный прирост по проданным билетам, – Италия (+105%), Чехия (+109%), Германия (+82%), Испания (+71%), Франция (+144%). «Потребитель чувствует себя уверенно и больше не хочет откладывать поездку. Очевидно, что скорее он поедет в Рим, чем в Крым, при сопоставимой цене», – добавляет Янис Дзенис из Aviasales. Если в I квартале спрос на авиабилеты в Европу вырос в среднем на 5% год к году, то на майские – на 20%, подсчитал директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. Самостоятельные путешественники также обратили внимание на страны ЕС: представитель онлайн-площадки краткосрочной аренды жилья Airbnb говорит о росте числа бронирований в Европу на 65%.

Сейчас на неделю за границу российская семья берет с собой около $1000, знает Ломидзе: траты в валюте упали незначительно – около 5%, но выросли в рублях из-за девальвации. По данным Мкртчяна, в среднем российский турист за рубежом тратит 1000 евро против 600 евро в 2016 г. и 1700 евро до кризиса. Такой рост трат российских туристов вряд ли продолжится: опасаясь очередного ослабления рубля, они стремятся потратить деньги, считает он. «Благополучного 2013 года мы еще не достигли, но туристический рынок зашевелился после двух лет полного провала», – говорит Тюрина. Возвращение спроса на поездки в страны ЕС на докризисный уровень возможно в 2018 г., если внешнеполитическая и экономическая ситуации не изменятся, считает Ломидзе.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать