Статья опубликована в № 4319 от 12.05.2017 под заголовком: Шофер или программист

Uber может быть признан транспортной, а не технологической компанией

Сервису грозит ужесточение регулирования в Европе

Генеральный адвокат Европейского суда Мачей Шпунар в четверг рекомендовал суду регулировать деятельность Uber Technologies в Европе по правилам, предусмотренным для транспортных компаний. «Сервис, который предлагает Uber, не может быть отнесен к «услугам информационного общества». Таким образом, от Uber можно требовать получать все необходимые лицензии и разрешения, предусмотренные национальными законами», – говорится в заявлении юриста (цитата по The Wall Street Journal).

Uber налагает условия на водителей, указывает им, где забрать пассажира, и определяет стоимость поездки, поэтому не может считаться просто посредником между водителями и пользователями своего приложения, полагает Шпунар. «Сервис связи водителей и пассажиров друг с другом является вторичным» по отношению к услуге доставки пассажиров в нужное им место, пишет Financial Times, ссылаясь на документ суда.

Рекомендации генерального адвоката не являются обязательными к исполнению для суда, но судьи обычно прислушиваются к ним, отмечает WSJ. Окончательное решение должно быть принято позднее в этом году. Если суд признает Uber транспортной компанией, это станет мощным ударом по сервису, деятельность которого в разных странах уже сопровождается судебными разбирательствами, конфликтами с местными ассоциациями таксистов и частичными запретами со стороны властей. Uber пытается избежать давления регуляторов, заявляя, что является цифровым сервисом, а не транспортной компанией.

«Мы видели заявление [генерального адвоката] и ждем окончательного решения суда», – сказала представитель Uber и добавила, что признание транспортной компанией не изменит порядок, в соответствии с которым Uber уже работает в большинстве стран ЕС. «Тем не менее это отрицательно скажется на проведении давно необходимой реформы устаревших законов, мешающих европейцам получить доступ к надежному сервису перевозки, нажав всего одну кнопку», – заявила она.

Нынешнее решение Европейский суд должен вынести по иску, поданному Elite Taxi, ассоциацией независимых таксистов из Барселоны, обвинившей Uber в недобросовестной конкуренции. Как отмечает FT, решение суда может иметь последствия и для регулирования других цифровых сервисов, например Airbnb, связывающего между собой арендаторов и владельцев жилья.

Еврокомиссия, в свою очередь, призывает страны ЕС смягчить регуляторные требования к Uber и другим подобным сервисам. Один из членов комиссии сравнил попытки запретить деятельность Uber с «борьбой с книгопечатанием в средние века». Брюссель стремится унифицировать регуляторные требования к цифровым сервисам в различных странах ЕС.

Раскритиковал заявление генерального адвоката Европейского суда и Джеймс Уотерворт, вице-президент CCIA, лоббистской группы в технологическом секторе. «Это очень плохой сигнал для единого цифрового рынка Европы. Вести трансграничный интернет-бизнес будет значительно сложнее», – сказал он FT.