Статья опубликована в № 4341 от 14.06.2017 под заголовком: «Аэрофлот» зовет пилотов

«Аэрофлот» пытается удержать пилотов деньгами

Командиру экипажа заплатят 650 000 рублей при приеме на работу: в России дефицит пилотов, их переманивает Китай

Правление «Аэрофлота» установило единоразовый бонус для летного состава, сообщила пресс-служба авиакомпании, – при трудоустройстве в «Аэрофлот» командир воздушного судна получит 650 000 руб., второй пилот – 350 000 руб. Самые высококвалифицированные командиры в России получают в среднем 650 000 руб., остальные – чуть меньше, говорит топ-менеджер крупной авиакомпании. 350 000 руб. примерно соответствует месячной зарплате второго пилота, говорит человек, близкий к группе.

Бонус получат летчики, впервые поступающие на работу в «Аэрофлот» или уже работавшие в группе и уволившиеся не менее трех лет назад. Получивший бонус пилот берет на себя обязательство отработать в «Аэрофлоте» не менее двух лет, а в случае досрочного расторжения трудового договора возместить денежные средства пропорционально неотработанному времени.

У дочерних авиакомпаний «Аэрофлота» («Россия», лоукостер «Победа» и дальневосточный региональный перевозчик «Аврора») бонусы будут меньше, уточняет представитель «Аэрофлота». «Россия» будет выплачивать командирам 500 000 руб., вторым пилотам – 250 000 руб., говорит представитель авиакомпании. У «Победы» свыше 200 летчиков, при трудоустройстве производится единовременная стимулирующая выплата тем, кто имеет налет свыше 500 часов на Boeing-737NG (составляют парк «Победы»), допуск к международным перевозкам и перерыв в полетах не более трех месяцев, рассказывает представитель лоукостера. На конец марта в «Аэрофлоте» работали 21 662 человека, сейчас в «Аэрофлоте» 2200 летчиков – командиров и вторых пилотов. В 2016 г. вся группа «Аэрофлот» (с учетом дочерних авиакомпаний) потратила на зарплаты 50,8 млрд руб.

В России снова дефицит пилотов, говорил в начале июня гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Летчики уходят работать за рубеж, в том числе в Азию, из-за более высоких зарплат, но повышать им зарплату в России больше невозможно. По данным газеты «Коммерсантъ», за последние 2,5 года в Азию уехали более 300 пилотов – командиров воздушного судна и командиров-инструкторов, еще около 400 пилотов этих категорий готовятся последовать за ними. Зарплата пилота в Китае в среднем в 4 раза выше, чем в России, – $17 000–25 000 в месяц.

Надбавка за Airbus

В России особенно не хватает пилотов на Airbus: ушедшая с рынка «Трансаэро» имела в парке в основном Boeing, а в 2016–2017 гг. рост российского парка обеспечивают в большей степени Airbus, уверяет топ-менеджер крупного перевозчика. Поэтому зарплата пилота Airbus может быть до 20% выше, чем у летчика Boeing такого же класса.

Один из собеседников «Ведомостей» сомневается, что произойдет отток пилотов из других крупных авиакомпаний в «Аэрофлот» из-за незначительности суммы бонуса. С ним согласен топ-менеджер другого крупного перевозчика: «Хотя для летчиков из региональных авиакомпаний это станет дополнительным стимулом перебраться в Москву, по сути, это подъемные».

«Вопрос привлечения пилотов актуален в связи с увеличением парка, получением новых самолетов в 2017 г. Мы рассматриваем различные стимулирующие меры для летного состава», – говорит представитель S7, не уточняя деталей.

В России не хватает командиров воздушного судна, продолжает топ-менеджер крупной авиакомпании: второго пилота можно подготовить за полгода из выпускника летного училища, но назначить второго пилота командиром вряд ли кто-то решится раньше достижения им пятилетнего стажа. Китайцы берут из России только командиров, добавляет он. Не каждый второй пилот справляется со сложным комплексным тестом для назначения командиром, говорит сотрудник крупной авиакомпании.