Ставка на расширение Панамского канала оправдалась

Из-за этого уменьшилась роль Суэцкого канала
Теперь через Панамский канал проходят суда, перевозящие до 14 800 контейнеров вместо 5000, а американская Cheniere Energy уже отправляет через него в Азию 42% своего СПГ/ Dario Lopez-Mills / AP

Панамский канал теперь может пропускать корабли водоизмещением в три с лишним раза больше, чем до того, как его открыли в июне 2016 г. после девяти лет работ по расширению. Благодаря этому значительно увеличилась торговля через порты восточного побережья США, а судоходные компании стали отправлять больше предназначенных для США грузов через него, а не через Суэцкий канал. Это развеивает опасения, что инвестиции в расширение Панамского канала, составившие $5,4 млрд, не оправдают себя.

С начала года транзитный тоннаж через через Панамский канал увеличился примерно на 23%, утверждают его управляющие, он 2000 раз пропустил суда, которые не могли пройти до расширения. «Столь беспрецедентное увеличение спроса вызвано тем, что порты на побережье Мексиканского залива и восточном побережье США готовились к обновлению шлюзов», – говорит Мануэль Бенитес из Администрации Панамского канала.

Теперь импортерам в таких не имеющих выхода к морю штатах, как Теннесси, нередко дешевле доставлять азиатские товары по железной дороге или на грузовиках из восточных портов – Нью-Йорка, Саванны или Чарльстона, а не из портов на западном побережье. На последние приходится примерно две трети торговли между США и Азией.

Панамский канал также помогает увеличить экспорт американского сжиженного природного газа (СПГ) в Азию. «Это оружие в нашем арсенале повышает эффективность поставок из Атлантики в Тихоокеанский бассейн», – утверждает коммерческий директор Cheniere Energy Анатоль Фейгин. До расширения канала танкерам Cheniere, отплывавшим от терминала Sabine Pass в Луизиане, приходилось огибать Южную Америку, чтобы доставить СПГ в Южную Корею, Китай и Японию. Теперь компания отправляет через канал около 42% СПГ из Sabine Pass, а оставшаяся часть идет на другие рынки.

Теперь через шлюзы Панамского канала способны проходить суда, перевозящие до 14 800 контейнеров вместо максимум 5000. До расширения через канал провозилось в среднем 53 000 контейнеров в неделю, а в сентябре – 58 000, по данным PR News Service. Во многом транзит увеличился за счет судов, которые раньше проходили через Суэцкий канал в Египте. После открытия Панамского канала транзит товаров из Азии к Восточному побережью США через Суэцкий канал сократился на 18%, примерно до 30 400 контейнеров в неделю в сентябре.

Представители Суэцкого канала не ответили на запрос о комментарии.

Открывается расширенный Панамский канал

Саванна, второй по величине порт на востоке США после Нью-Йорка, ожидает принять в этом году примерно на 10% больше груза, чем в 2016 г. Это вдвое превышает темпы роста в предыдущие годы. Порты Нью-Йорка, Балтимора, Чарльстона, Вирджинии и Джорджии тоже отмечают рост трафика. «Важное изменение произошло в апреле, когда возникли новые океанские судоходные альянсы. Они стали использовать более крупные корабли, которые теперь могут проходить через канал», – отмечает Грифф Линч, исполнительный директор Администрации портов Джорджии.

Крупнейший в мире контейнерный перевозчик Maersk Line теперь использует Панамский канал для трех еженедельных рейсов из Азии на восточное побережье США, а Суэцкий – для одного. До расширения перешейка в Панаме у Maersk было два еженедельных рейса, оба шли через Египет. «Новые шлюзы делают Панаму более предпочтительным вариантом для морских перевозок из Шанхая и более северных азиатских портов к американским портам к югу от Нью-Йорка», – утверждает Андерс Боэнаэс из Maersk Line. По его словам, путь туда и обратно через Панаму занимает до 12 недель – на неделю меньше, чем через Суэц.

На западном побережье США находятся два крупнейших порта страны – в Лос-Анджелесе и Лонг-Бич, штат Калифорния. В ближайшее время они не должны потерять свою значимость, поскольку приспособлены для судов, способных перевозить более 18 000 контейнеров и являющихся слишком крупными даже для нового Панамского канала. Но в результате его расширения до 10% поставок контейнеров из Азии может переместиться с Западного на Восточное побережье США к 2020 г., по оценкам Boston Consulting Group и C.H. Robinson Worldwide.

Перевел Алексей Невельский