NYT сообщила о тайной регистрации самолета российского миллиардера в США

По данным журналистов, благодаря разработанной Appleby схеме богатейший бизнесмен России мог сэкономить на налогах до $12 млн
Российский миллиардер Леонид Михельсон тайно зарегистрировал бизнес-джет в США, сообщила газета The New York Times со ссылкой на документы из «Райского досье»/ Simon Dawson / Bloomberg

Совладелец попавшего под американские санкции «Новатэка» Леонид Михельсон тайно зарегистрировал бизнес-джет в США, сообщила газета The New York Times (NYT) со ссылкой на документы из «Райского досье». Как правило, чтобы получить такую регистрацию, надо проживать в США или иметь гражданство этой страны, отмечает издание.

Регистрация в США повышает стоимость самолета в случае его дальнейшей перепродажи, упрощает бюрократические процедуры и, «как предполагается, позволяет привлечь меньше внимания при перемещении борта по миру», пишет издание. Кроме того, отмечает газета, владелец лайнера может избежать уплаты определенных налогов – в частности, налога на добавленную стоимость в размере 20%, если джет зарегистрирован и используется в Евросоюзе, пишет газета.

Как сообщает NYT, в сентябре 2012 г. юридическая фирма Appleby, оказывающая услуги по регистрации офшоров, получила письмо от сотрудницы московского офиса консалтинговой компании Ernst & Young (сейчас – EY). Автор письма хотела, чтобы Appleby создала структуру в интересах неназванного клиента, желающего приобрести реактивный самолет Gulfstream стоимостью около $65 млн, следует из статьи. В письме, которое цитирует NYT, указывалось, что создание такой структуры должно позволить зарегистрировать бизнес-джет у авиационных властей США.

В итоге Appleby разработала сложную схему. Сначала, как пишет газета, в Панаме создали компанию Golden Star Aviation, которая приобрела самолет и зарегистрировала его на острове Мэн в налоговых целях. Затем Golden Star Aviation предоставила самолет в аренду компании SWGI Growth Fund, зарегистрированной на Каймановых островах, следует из статьи. Как утверждает NYT, обе компании контролировал Михельсон.

Как утверждается на сайте Международного консорциума журналистских расследований, такая схема позволила Михельсону сэкономить на налогах до $12 млн.

В Федеральном управлении гражданской авиации США самолет зарегистрировали через Bank of Utah. Как пишет NYT, банк сделал это на свое имя через траст. В таком случае, как следует из материала, в регистрационных документах самолета указывается не его реальный владелец, а американский банк, пишет газета. Bank of Utah управляет более чем 1390 такими трастами (второе место в США после Wells Fargo), в основном в интересах иностранцев, отмечает издание.

Как отмечает газета, неясно, уточнял ли банк личность владельца самолета. В статье указывается, что для руководства Bank of Utah информация об оказанных Михельсону услугах стала сюрпризом. Вопрос о российском миллиардере журналисты издания задали на интервью менеджеру банка Джону Кроусмуну. Как описывается в статье, тот прервал интервью, чтобы проверить бумаги. В итоге он подтвердил, что компания Golden Star Aviation, владеющая самолетом, с 2013 г. была клиентом банка, но подчеркнул: нигде в документах не упоминается о ее связи с Михельсоном. «Его имени там нет», – сказал собеседник издания. По его словам, в документах указывается только, что владелец самолета – из России.

Для юристов Appleby личность владельца Gulfstream осталась тайной до июня 2013 г., пишет газета. Имя Михельсона им раскрыла швейцарская компания, управляющая активами бизнесменами, следует из статьи. Appleby провела проверку и заключила, что, как и другие клиенты из России, сотрудничество с Михельсоном сопровождается высокими рисками, но решила не прекращать работу с ним, отмечает NYT. По данным издания, Appleby прервала сотрудничество после попадания «Новатэка» под санкции в 2014 г.

Несмотря на регистрацию в США, самолет практически или вообще никогда не бывал в США, а летал в основном по России или в города Европы и Китая, отмечает NYT со ссылкой на данные о полетах.

Леонид Михельсон, которого журнал Forbes в 2017 г. назвал богатейшим бизнесменом России, отказался отвечать на вопросы NYT о самолете. «Любая деятельность Леонида Михельсона происходит строго в рамках правового поля и в соответствии с действующим законодательством. Он не считает нужным давать какие-либо комментарии относительно своей личной имущественной деятельности», – заявили «Ведомостям» в пресс-службе «Новатэка».

Семь главных героев «Райского досье» и что о них стало известно