Россияне потратятся на Новый год, как до кризиса
Но поведение стало прагматичнее и больше напоминает европейскоеНа празднование Нового, 2018 года средний россиянин потратит на 4% больше, чем год назад, и даже больше, чем до кризиса, – 17 600 руб. Такие данные приводит в исследовании «Новый год и Рождество – 2018» компания Deloitte.
Потребительские настроения стали вдвое более оптимистическими: праздничные расходы прошлого года были всего на 2% выше, чем позапрошлого, замечает партнер Deloitte Владимир Бирюков. Рост расходов в России вдвое выше и чем в среднем по Европе – на одном уровне с Германией, где те же 4%, сообщает Бирюков.
«Респонденты называют свои прогнозы новогодних трат без учета инфляции, поэтому с учетом инфляции до докризисных показателей праздничные бюджеты россиян еще не добрались», – говорит Бирюков.
Экономическая нестабильность последних лет научила россиян контролировать расходы, говорится в исследовании Deloitte: фактические расходы в прошлый Новый год оказались всего на 1% выше запланированного. В предыдущие два года россияне на Новый год не могли удерживаться в очерченных ими же самими рамках: на 7% больше запланированного в 2016 г. и на 11% – в 2015 г.; правда, до этого, в 2013–2014 гг., по факту на праздники тратили меньше плана – мешали экономические проблемы.
Продавцы уже заметили готовность россиян потратить на праздники чуть больше. Судя по первым декабрьским выходным, нынешний сезон обещает быть немного удачнее, чем прошлый, осторожно прогнозирует Валерия Андреева из «М.видео»: продажи уже примерно на 10% выше прошлогодних. Активность покупателей действительно растет, подтверждает директор по маркетингу магазинов «Перекресток» Дмитрий Медведев: увеличиваются и средний чек, и количество покупок. «Посетители начинают покупать более дорогие товары», – утверждает Медведев.
Предновогодняя активность достаточно высока, согласен управляющий партнер Torro Grill Кирилл Мартыненко: в некоторых ресторанах уже заказаны столы на середину и конец декабря.
Портрет среднего класса
Deloitte проводила новогоднее исследование в девяти странах Восточной и Западной Европы 9–16 октября 2017 г. Выборка по России более репрезентативна в отношении среднего и обеспеченного классов, а также для крупных городов, отмечают авторы исследования.
Поведение россиян все больше походит на потребительские привычки европейцев, констатирует в исследовании Deloitte. Новогодние покупки россиян в этом году начались чуть раньше: 33% будет куплено до 15 декабря (год назад – 28%), а в последнюю неделю года – 26% (год назад – 28%). Это подтверждают данные Lush Russia, говорит его гендиректор Дмитрий Азаров: в нынешнем ноябре на новогоднюю коллекцию пришлось 26,7% продаж, а в ноябре год назад – всего 22%.
Более ранний старт новогодних трат наметился в России еще пять лет назад, напоминает Бирюков из Deloitte, с каждым годом россияне все раньше и раньше начинают новогодние покупки. «По этому показателю мы начинаем приближаться к Европе, где новогодние покупки традиционно совершаются заблаговременно», – констатирует он. Возможно, продолжает Бирюков, более ранним новогодним тратам способствует и торговая политика розничных сетей, которые с каждым годом все раньше начинают продажи новогоднего ассортимента.
По словам представителя «Магнита», в этой сети заметили спрос на праздничные товары уже с середины ноября. В основном это шоколадные конфеты в коробках, детские кондитерские подарочные наборы, чай и кофе в яркой упаковке, парфюмерно-косметические наборы, украшения для дома и офиса, перечислил он.
Не только в сроках покупок, но и в ассортименте в последние 2–3 года российский потребитель все ближе к среднему европейцу, говорит Бирюков: он становится все более прагматичным и рациональным. Это заметно, например, по тому, что в нынешнем году впервые за несколько лет в десятку самых желанных подарков россиян попали книги. Продажи книг в первую неделю декабря 2017 г. на 24% выше, чем год назад, подтверждает Мария Ерунова, представитель интернет-магазина Ozon.ru. Очень часто покупает книги в подарок молодежь, радуется гендиректор сети книжных магазинов «Читай-город» Михаил Иванцов: популярность книг как подарка растет на 5–7% в год в последние несколько лет.
«Книга на протяжении многих лет остается наиболее популярным подарком в большинстве европейских стран, видимо, и здесь Россия также приближается к Европе», – рассуждает Бирюков.
Потребители стали разумнее относиться к тратам, подтверждает представитель группы компаний «Детский мир» Надежда Киселева: заранее планируют покупки, сравнивают цены и выбирают наиболее выгодные предложения, количество спонтанных покупок падает. Россияне становятся все более прагматичными, согласен с коллегой представитель сети магазинов для детей «Дочки-сыночки» Антон Павлов: «Считаю, что Новый год, несмотря на эйфорию, значительно не переломит этот тренд».
И в новой, более прагматичной ситуации основными драйверами продаж остаются кредитные предложения и распродажи, подчеркивает Андреева из «М.видео».
«Эльдорадо» в преддверии праздников также проводит серию промокампаний, растет популярность кредитных предложений, включая рассрочку, говорит представитель розничной сети Юлия Завьялова.
«Магнит», по словам его представителя, перед Новым годом запустил промопрограмму, установив скидки до 96% на некоторые товары в 12 000 магазинов.