FT узнала об остановке переговоров Сбербанка и Alibaba о совместном предприятии

Компаниям не удалось согласовать условия сделки
В Сбербанке посчитали, что Alibaba пытается получить доступ к их клиентской базе, не предлагая взамен ничего ценного, говорит источник FT. На фото основатель Alibaba Group Джек Ма/ AP/

Сбербанк и китайская Alibaba Group не смогли договориться о создании совместного предприятия (СП) в сфере интернет-торговли, пишет британская газета Financial Times со ссылкой на источники. Переговоры, длившиеся почти год, провалились, отмечает издание.

По словам собеседников издания, компании не смогли согласовать принцип работы совместного предприятия, а также не договорились, кто будет контролировать СП.

Стороны хотели создать совместное предприятие по продаже товаров с торговых площадок Alibaba, используя клиентскую базу Сбербанка. Однако в Сбербанке посчитали, что китайская компания пытается получить доступ к клиентской базе крупнейшего российского банка, не предлагая взамен ничего ценного, сказал один из источников FT.

Летом Сбербанк договорился о создании совместного предприятия с «Яндексом» на базе «Яндекс.Маркета». Компании подписали соглашение о намерениях. Предполагается, что Сбербанк вложит в «Яндекс.Маркет» 30 млрд руб., стороны получат равные доли, а вся компания на момент сделки оценивалась в 60 млрд руб. без учета будущей синергии. В октябре «Яндекс» сообщил, что сделка может состояться в I квартале 2018 г.

Сбербанк обратил свое внимание на «Яндекс» после провала диалога с Alibaba, утверждает источник FT, близкий к переговорам. Другой собеседник издания сказал, что переговоры были свернуты уже после того, как Сбербанк подписал соглашение с «Яндексом». По его словам, в Alibaba не захотели работать с похожим сайтом.

В Alibaba изданию отказались прокомментировать информацию. В Сбербанке заявили, что «не комментируют слухи».

О переговорах Сбербанка и Alibaba сообщал «Коммерсантъ» в начале 2017 г. Предполагалось, что переговоры завершатся уже в первой половине года. Совместное предприятие должно было стать крупнейшим игроком на рынке трансграничной интернет-коммерции в России и ряде других стран, говорил источник издания.

В Сбербанке тогда также заявили, что «не комментируют слухи». Глава российского представительства Alibaba Group Марк Завадский и пресс-служба ЦБ отказались от комментариев. Замглавы Минфина Алексей Моисеев сказал, что эта тема проходит под грифом «для служебного пользования».

В марте интернет-компания «Яндекс» предупредила, что совместное предприятие Сбербанка и Alibaba может повлиять на конкуренцию в секторе электронной коммерции и, в частности, на работу «Яндекс.Маркета».