Германия защищает «Северный поток – 2» от Еврокомиссии

Попытка регулировать проект «Газпрома» противоречит европейскому и международному законодательству, считает Германия
Германия отстаивает интересы не «Газпрома», а свои, считает эксперт/ Stefan Sauer / DPA / ТАСС

Германия передала в Еврокомиссию юридическое заключение на проект поправок в Газовую директиву (2009/73/EC), который Еврокомиссия представила в ноябре. «Ведомости» ознакомились с копией документа, его содержание подтвердил один из европейских чиновников.

Разработанные Еврокомиссией поправки в Газовую директиву предусматривают возможность распространения норм европейского энергетического законодательства на входящие из третьих стран в Европу газопроводы. В частности, чиновники могут получить право требовать разделения функций поставщика и транзитера или допуска к трубе третьих сторон. В первую очередь поправки ударили бы по строительству газопровода «Северный поток – 2» мощностью 55 млрд куб. м в год, который предполагается проложить по дну Балтийского моря из России в Германию.

Еврокомиссия не сумела продемонстрировать «никаких объяснений или понятных аргументов, которые показали бы, как предложенные изменения могут способствовать целям Энергетического союза», говорится в заключении Германии. Более того, в поправках вообще нет никакой необходимости. Действие европейского законодательства в полной мере распространяется на компании и инфраструктуру, к которой на территории Евросоюза подключаются морские газопроводы. Это лишает смысла инициативу распространить на импортирующие в Европу газ трубопроводы требования о разделении поставщика и транзитера или «допуске третьих сторон». Степень юридической проработки предложенных изменений при этом вызывает у Германии большие сомнения. Они «неприменимы ни с точки зрения европейского, ни с точки зрения международного права», говорится в заключении.

Основания для исключений из новых правил, которые Еврокомиссия уже сделала для ряда существующих газопроводов, немецкие юристы считают «слишком расплывчатыми». Если поправки все же будут приняты до окончания строительства «Северного потока – 2», для новой трубы «Газпрома» все равно должно быть сделано исключение. Инвестиционное решение по ее строительству принималось значительно раньше и финансирование проекта также уже началось, говорится в заключении Германии.

Отдельное беспокойство у Германии вызывает тот факт, что новый законопроект создает предпосылки для получения Еврокомиссией эксклюзивных полномочий в регулировании внутреннего рынка газа, хотя до сих пор область межправительственных соглашений находилась в компетенции отдельных стран – участниц ЕС. Также в документе сказано, что Германия повторно требует от юридической службы ЕС письменного заключения на законопроект, потому что проект поправок вызывает слишком много вопросов и сам по себе создает «конфликт правоприменения». Ранее представители Еврокомиссии говорили, что смысла в дополнительной экспертизе со стороны юристов ЕС не видят.

Предложения Еврокомиссии уже вызвали активную критику, напоминает директор Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова: «Они действительно представляются юридически недостаточно проработанными и потенциально создают ряд коллизий». Пока Еврокомиссия торопится утвердить документ, который дал бы ей рычаги влияния на «Газпром» и его новую трубу, участники проекта, в том числе Германия, пытаются этому воспрепятствовать, объясняет происходящее Митрова.

Германия отстаивает в первую очередь свои интересы, а не «Газпрома», а в более широком смысле – всего европейского рынка, убежден замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. «Северный поток – 2» даст гарантии снабжения ЕС газом, поддержит конкуренцию, даст толчок развитию сетевой инфраструктуры на рыночных принципах. Еврокомиссия же, очевидно, пытается быстро изменить законодательство, чтобы создать дополнительные барьеры для проекта, говорит Гривач. А заодно расширить собственные полномочия, чтобы навязывать свою волю национальным правительствам в сфере энергетики. Не одна Германия против поправок Еврокомиссии, считает эксперт: «Активно за поправки выступают только Польша и Литва, остальные поддерживают Германию либо придерживаются нейтралитета».

Германия традиционно находится в достаточно сильной переговорной позиции в ЕС. А внутриполитическая ситуация такова, что у Ангелы Меркель нет иных вариантов, кроме как поддерживать немецкое лобби, считает Митрова. «С экономической точки зрения «Северный поток – 2» для Германии – это не только строительные заказы и рабочие места, но и хорошие шансы на превращение в ведущий европейский газовый хаб, – рассуждает эксперт. – Это особенно важно на фоне резко падающей добычи в Нидерландах, где расположен крупнейший на сегодняшний день европейский хаб TTF».