США готовят заградительные пошлины на металлы

Ответные меры Евросоюза могут сильно ударить по российским компаниям
США защищаются от российских алюминия и стали / Евгений Разумный/ Ведомости

Торговый баланс США в 2016 г., как и последние десятилетия, был отрицательным – $800 млрд, свидетельствуют данные ООН. Страна купила больше ($2,2 трлн), чем экспортировала ($1,4 трлн). В субботу президент США объяснил эту ситуацию в своем Twitter: «очень глупые сделки и политика». Он пообещал принять меры: ввести 25%-ные ввозные пошлины на сталь и 10%-ные на алюминий (передает Bloomberg). «Если у нас нет стали – у нас нет страны», – резюмировал Трамп. На это заявление отреагировал председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «Мы должны применить схожие меры к американским товарам», передает Reuters.

Какие меры готов принять Евросоюз и на какую сталь США могут ввести пошлины – не ясно. Представитель Еврокомиссии и представитель Торговой администрации США не ответили на вопросы «Ведомостей». Товарооборот между США и Европой в 2016 г. был 614 млрд евро ($791 млрд), свидетельствуют данные ООН и торговой комиссии Евросоюза. А обмен услугами – 426,2 млрд евро, отмечает последняя.

Стальной вопрос

Потребление стали в США в 2016 г. – 102,6 млн т при производстве 78,5 млн т (более актуальных данных нет). В прошлом году США импортировали больше всех стали в мире – 26,9 млн, отмечает Торговая администрация США. Европа тоже закупает сталь: при производстве в 2016 г. 162 млн т содружество потребляет 172,1 млн т, отмечает World Steel Association. В 2014–2015 гг. в мире производство стали было больше, чем потребление. По итогам 2016 г. профицит стали составил 2,1 млн т. Почти половину производства и потребления в мире обеспечивает Китай (около 800 млн т в год).

США не раз применяли антидемпинговые пошлины к китайским производителям стали, в итоге цены на внутреннем рынке США выше мировых – $940 за тонну холоднокатаной стали против $800 в Европе, напоминает аналитик «Атона» Андрей Лобазов.

Россия поставляет в США как полуфабрикаты (слябы), так и конечную продукцию (холодно- и горячекатаный прокат). США уже хотели в 2016 г. обложить эти товары антидемпинговой пошлиной, но не стали этого делать, признав российский импорт «ничтожно малым». Поставки конечной стальной продукции в США небольшие, подтверждают представители «Северстали», ММК, Evraz и НЛМК. Последние два поставляют полуфабрикаты на свои предприятия в США, признают представители компаний. НЛМК за прошлый год поставил 1,5 млн т слябов, Evraz поставки не раскрывает.

Европейское ограничение

В Европе уже действуют ограничительные меры. С 2015 г. для холоднокатаного проката введены антидемпинговые пошлины в 18,7–36% на поставки российской стали, с 2017 г. на горячекатаный прокат – от 17,6 до 96,5 евро за 1 т. Для российских металлургов европейский рынок – существенная часть в выручке: для «Северстали» – 18,7%, или $1,5 млрд (за 2017 г.), для НЛМК – 17,2%, или $1,73 млрд, для ММК – 3%, или $226,4 млн. После введения пошлин в Европе цены на сталь выросли в среднем на 25–30% в сравнении с экспортными российскими ценами, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.

Если Евросоюз ответит США аналогично (поднимет ввозные пошлины), то эти рынки практически закроются для импорта, профицит стали в мире составит 34 млн т в год (что сопоставимо с годовым российским экспортом – 41 млн т), говорит Халиков. Увеличение заградительных пошлин в условиях мирового перепроизводства стали может привести к перераспределению поставок, снижению выручки в ключевых регионах. Российским поставщикам придется или ориентироваться на внутренний рынок, или сокращать производство, говорит эксперт. Возможно, они применят более агрессивную товарную политику на перспективных развивающихся рынках – Турции, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, рассуждает Халиков.

Лишний алюминий

Рынки алюминия в США и Западной Европе дефицитные, страны импортировали в 2016 г. по 3,5 млн и 6,1 млн т соответственно, следует из данных CRU. В России рынок, наоборот, профицитный – 2,9 млн т. «Российский металл не создает угрозы американским производителям алюминия, поскольку этот рынок США дефицитный», – говорит представитель UC Rusal. По его словам, пошлины приведут к росту цен на алюминий на внутреннем рынке, в итоге их, по сути, будет оплачивать местный потребитель, а импортеры будут продолжать поставки.

На продажи в США приходится около 10% выручки UC Rusal (в 2017 г. – $1,4 млрд), в Европе – 29% ($2,9 млрд).

Решение США ввести ввозные пошлины на сталь и алюминий несет определенный ущерб для России, но меньший, чем для Китая и ЕС, считает вице-премьер Аркадий Дворкович: «Будем изучать, каким именно образом введены эти ограничения, потому что есть определенные процедуры. Юристы уже смотрят, что именно было сделано. Преждевременно говорить [о возможной реакции России], надо все документы внимательно изучить и решить» (цитата по «Интерфаксу»).

Пока рано говорить о начале глобальной торговой войны, не факт, что Евросоюз введет аналогичные меры, если США установят пошлины, рассуждает директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Трамп рассматривает возможность введения заградительных мер, ссылаясь на соображения нацбезопасности, а это может стать пагубной практикой, подрывающей нормы ВТО, считает он.