Правительство Китая может стать одним из совладельцев «Роснефти»

Подконтрольная минфину Китая Huarong стала акционером CEFC Hainan, которая должна купить 14,16% акций «Роснефти»
Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин/ Михаил Метцель / ТАСС

«Окончательная структура акционеров «Роснефти» сформирована», – говорил в начале сентября 2017 г. главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин телеканалу «Россия 24». Эти слова он произнес после того, как частная китайская компания China Energy CEFC объявила о желании купить 14,16% «Роснефти» за $9,1 млрд у консорциума Glencore и Катарского инвестфонда (QIA) – QHG Oil. Однако у будущего акционера «Роснефти» недавно появился новый совладелец – Huarong Asset Management, об этом пишут Reuters и китайская South China Morning Post со ссылкой на сообщение «дочки» CEFC. Huarong контролируется госкомпанией China Life Insurance и минфином Китая, следует из ее данных. Она в декабре 2017 г. и феврале 2018 г. приобрела двумя траншами 36,2% CEFC Hainan International, которая покупает акции «Роснефти» у Glencore и QIA.

Сумма сделки не раскрывалась, но уставный капитал CEFC Hainan увеличился на $1,52 млрд (9,6 млрд юаней), пишут издания. Оставшимися 63,8% CEFC Hainan владеет другая «дочка» CEFC – CEFC Shanghai International Group Co., сообщает Reuters.

Докапитализация CEFC Hainan действительно произошла, рассказывает собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон предстоящей продажи акций «Роснефти». «36,2% – привилегированные акции, которые выпустила компания в конце прошлого года», – уточняет он.

Если CEFC Hainan для сделки с Huarong выпустила привилегированные акции, то их покупка помогла докапитализировать структуру CEFC и при этом исключить влияние аффилированной с китайским государством компании на управление как CEFC Hainan, так и «Роснефтью», комментирует директор по нефти и газу Prosperity Capital Management Ольга Даниленко.

Сейчас консорциуму Glencore и QIA принадлежит 19,5% российской госкомпании. Уже в сентябре «дочка» CEFC заплатила «несколько сотен миллионов долларов» QHG Oil за начало сделки, рассказывают два собеседника, близких к разным сторонам сделки. 20% от всей суммы ($1,8 млрд) CEFC Hainan должна заплатить до конца I квартала 2018 г., оставшуюся часть, $7,5 млрд, – до сентября 2018 г., знает источник «Ведомостей». О таких сроках знает и собеседник «Ведомостей» в одном из крупных кредиторов QHG Oil. Подтвердить эту информацию «Ведомостям» не удалось. Представители Glencore и «Роснефти» отказались это комментировать. Связаться с представителями CEFC и QIA не удалось.

Докапитализация могла понадобиться, чтобы «дочка» CEFC могла отдать часть денег продавцам до конца марта, предполагает собеседник «Ведомостей» в крупном инвестфонде. ВТБ готов предоставить CEFC Hainan 5,1 млрд евро в виде бридж-кредита на два года, говорил в январе предправления банка Андрей Костин: «У нас подписаны все соглашения, открыта кредитная линия, которой компания может воспользоваться в любой момент. Они оплатили все комиссии, юридически обязывающие коммитменты с обеих сторон уже существуют». Но к началу марта CEFC не воспользовалась кредитами ВТБ, рассказывал собеседник, близкий к одному из акционеров «Роснефти», а также подтверждал человек, близкий к одной из сторон готовящейся сделки. «Сделка двигается», – уточнял он после того, как в китайских СМИ появилась информация о задержании и допросе основателя CEFC Е Цзяньмина. Связана ли задержка сделки с претензиями государства, собеседники «Ведомостей» не говорят.