В Китае задержан руководитель будущего акционера «Роснефти»

Это может осложнить покупку китайской CEFC 14% акций «Роснефти» за $9,1 млрд
В Китае Е Цзяньмин распространял слухи о своих связях с семьями высокопоставленных военных/ Mikulaskova Lucie / Zuma / ТАСС

Акции и облигации публичных подразделений таинственной китайской энергетической компании CEFC China Energy рухнули в четверг после появления сообщений о задержании председателя ее совета директоров Е Цзяньмина. Это может осложнить покупку за $9,1 млрд 14,16% акций «Роснефти», о которой CEFC договорилась в прошлом году, но пока не закрыла сделку, пишет Financial Times и китайское деловое издание Caixin.

О задержании Е Цзяньмина сообщили несколько источников. По информации китайского делового издания Caixin, он попал под следствие. Это подтвердил «Ведомостям» знакомый бизнесмена. Е Цзяньмина забрали для допроса, сообщило Caixin, сославшись на «осведомленные источники». Эта статья на китайском языке ближе к вечеру четверга была удалена с сайта Caixin после вмешательства цензоров, уточняют FT и South China Morning Post; правда, осталась ее англоязычная версия. Cтатус Е Цзяньмина пока непонятен. Reuters пишет, что власти подозревают его в совершении экономических преступлений. По словам собеседника агентства, Е Цзяньмин был допрошен в начале года, но кто и по какому делу его допрашивал – неизвестно. Сейчас он в Китае, его свободна не ограничена, он может работать, совершать звонки, свободно передвигаться, сказал South China Morning Post знакомый Е Цзяньмина. Подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Слухи о том, что в отношении компании ведется расследование, циркулировали уже около недели, пишет FT.

Что будет со сделкой с «Роснефтью»?

В сентябре прошлого года CEFC решила выкупить 14,16% «Роснефти» у консорциума трейдера Glencore и Катарского инвестфонда за $9,1 млрд. Объявление было сделано вскоре после визита Владимира Путина в Китай прошлым летом. Готовность мало кому известной китайской компании выкладывать большие деньги за зарубежные активы вызывала вопросы и раньше, когда она сообщила о покупке активов на $1,5 млрд в Чехии; объявление совпало с визитом в страну председателя КНР Си Цзиньпина и попытками Китая усилить влияние в Восточной Европе.

Для покупки акций «Роснефти» CEFC решила привлечь у ВТБ бридж-кредит на два года на $5,1 млрд. Изначально сделку планировалось закрыть до конца 2017 г. Но этого не произошло, в январе источники «Ведомостей», близкие к разным сторонам сделки, говорили, что она должна закрыться «в ближайшие дни», но сроки опять перенеслись.

Сейчас сделке ничто не угрожает, возможно, ее снова придется отложить на две недели, но она будет закрыта, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к одной из сторон этой сделки. Подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Однако источник Caixin сказал изданию, что сделка может сорваться, если CEFC до конца февраля не получит средства для ее завершения. CEFC может взять кредит на сделку в ВТБ в марте, говорил источник, знакомый с условиями сделки.

Glencore в феврале писал в отчете, что закрыть сделку компания планирует в первом полугодии 2018 г. Представитель Glencore от комментариев отказался, а представитель Катарского инвестфонда не ответил на вопросы «Ведомостей». Запрос в пресс-службу CEFC остался без ответа.

Амбиции в России

В России мало кто знал о CEFC до осени прошлого года, пока компания не начала сделку с акциями «Роснефти». С тех пор «дочка» CEFC - AnAn Group – успела купить 5%-ную долю в En+ Олега Дерипаски при IPO за $500 млн, а также вступить в переговоры по покупке долей в нескольких российских газовых и нефтяных месторождениях, например, CEFC хотела выкупить до 49% в Пайяхском месторождении (принадлежит Независимой нефтегазовой компании Эдуарда Худайнатова), рассказали «Ведомостям» собеседники, близкие к разным сторонам переговоров, и несколько госбанкиров.

Аресты бизнесменов

Ее представитель сказал FT, что компания не будет комментировать, задержан Е Цзяньмин или нет. Охрана шанхайского офиса CEFC заявила, что не видела Е Цзяньмина в последние недели. В документах, поданных в четверг на Шэньчжэньской фондовой бирже, CEFC International, публичное подразделение CEFC, опровергло, что его контролирует Е Цзяньмин, а ее реальные руководители - Су Вэйчжон и Чжэн Сионбинь, которым принадлежит около 61% акций. Оба они также занимают высокие должности в материнской компании.

Акции CEFC International, как и еще одной «дочки», CEFC Shanghai International Group, упали в четверг. А номинированные в юанях облигации CEFC Shanghai International рухнули с примерно 96% до 60% от номинала.

Сообщения о задержании Е Цзяньмина последовали за событиями прошлой недели, когда власти Китая взяли под контроль крупную страховую компанию Anbang, также прославившуюся многомиллиардными покупками за рубежом в последние годы. Миллиардер и руководитель Anbang У Сяохуэй в начале прошлого лета тоже был задержан полицейскими, расследующими экономические преступления. В конце февраля стало известно, что он обвинен в мошенничестве при привлечении финансирования и в присвоении средств.

Задержание Е Цзяньмина, похоже, свидетельствует о расширении проводимой Пекином кампании по ограничению деятельности частных групп, активно совершающих зарубежные поглощения, на компанию, которая публично ассоциировалась с продвижением китайских геополитических интересов, отмечает FT.

Высокопоставленные покровители

В Китае Е Цзяньмин распространял слухи о своих связях с семьями высокопоставленных военных, пишет FT. Хотя в конечном итоге ему пришлось опровергнуть в чешских СМИ информацию о том, что он является внуком выдающегося военачальника Е Цзяньина. Бизнесмен подчеркивал свой патриотизм и спонсировал исследовательский центр China Energy Fund Committee при CEFC. В ноябре США обвинили директора фонда и экс-министра внутренних дел Гонконга Патрика Хо Чи-Пина в подкупе лидеров африканских стран, чтобы те дали CEFC преференции. South China Morning Post связала задержание Е Цзяньмина как раз с этим делом. CEFC ранее отрицала эти обвинения, и центр продолжает работать в Гонконге. Но когда корреспондент FT появилась там 1 марта, сотрудники центра отказались от комментариев и попросили охрану вывести ее из здания.

Слухи о связях Е Цзяньмина выглядели правдоподобно благодаря тому, что его компания добивалась от властей важных уступок в энергетическом секторе Китая, где доминируют госкомпании. В сентябре FT сообщила в своем расследовании о связях Е Цзяньмина и партнеров CEFC с китайской разведкой.

CEFC управляла стратегическим нефтехранилищем на китайском острове Хайнань, активно торговала параксилолом. Этот нефтепродукт часто производится из сырья, которое поставляют из Ирана трейдеры, связанные с военными. Также CEFC управляет широкой сетью финансовых холдингов и организаций из теневого банковского сектора.

«Кто они?»

Как утверждает высокопоставленный топ-менеджер из энергетической отрасли, было похоже, что президент КНР Си Цзиньпин хочет дистанцироваться от CEFC, так как международное внимание к компании росло. Во многих случаях инвестиции CEFC совпадали с государственными визитами Си. Но, по сообщениям СМИ, в конце прошлого года Си спросил о представителях CEFC: «Кто они?» В Китае это восприняли как то, что он отрицает любые связи с компанией, отмечает топ-менеджер.

Несмотря на сложную структуру CEFC, Е Цзяньмин, бесспорно, был публичным лицом компании. Ему нравилось, когда его называли «председатель Е», и некоторые разделы корпоративного сайта он посвятил собственным размышлениям, подражая Мао Цзэдуну. Последнюю публикацию он сделал 30 декабря, написав сотрудникам CEFC новогодние стихи в традиционном китайском стиле: «Берите больше ответственности за «Один пояс, один путь». Работайте усерднее, чтобы делать новые шаги».