Вернутся ли в небо сверхзвуковые пассажирские самолеты?

Boeing и другие компании стремятся сделать их быстрее и жизнеспособнее Concorde
Первоначальная цель Boom Technology – сократить время трансконтинентальных рейсов в два с лишним раза/ Boom Supersonic

Спустя 15 лет после прекращения эксплуатации Concorde в аэрокосмической отрасли идут разговоры о возвращении сверхзвуковых самолетов в гражданскую авиацию. Инвесторы, производители самолетов и поставщики комплектующих хотят возродить их. Но вопрос в том, одобрят ли их регуляторы и готовы ли пассажиры платить больше за быстрый перелет. Ведь Concorde смог сократить время в пути между Нью-Йорком и Лондоном или Парижем примерно вдвое до 3,5 часа, но оказался экономически невыгодным.

В число сторонников сверхзвуковых самолетов входят Boeing, Lockheed Martin и стартап из Колорадо Boom Technology. Гендиректор Boeing Деннис Мюленбург ожидает, что сверхзвуковые самолеты станут «жизнеспособными в течение следующего десятилетия» и что дальнейший прогресс позволит соединить города по всему миру рейсами, длящимися не более нескольких часов. «Это выполнимо», – заявил он в интервью на авиасалоне в Фарнборо. Сложнее решить проблемы экономического плана, отмечает Мюленбург: «Много ли людей будут платить больше, чтобы летать быстрее?»

Boeing по-прежнему пытается ответить на этот вопрос. Достаточно ли увеличить скорость вдвое «или нужно летать гораздо быстрее на более длинных маршрутах», задается вопросом ее технический директор Грег Хислоп.

Несколько недель назад Boeing представил прототип сверхзвукового пассажирского самолета. Теоретически он способен во много раз превысить скорость звука. Но некоторые эксперты предсказывают, что он начнет использоваться только через 20 лет. Boeing отказался называть сроки.

Основатель и гендиректор Boom Technology Блейк Шолл не хочет ждать и 10 лет. Он воодушевлен несколькими предзаказами и стратегической инвестицией Japan Airlines. На руку Boom играет успех таких стартапов, как SpaceX Илона Маска. По словам Шолла, его компания хочет положить конец эпохе авиаперелетов, «скудной на восторг и прогресс и богатой на разочарования». Пока в своей работе Boom отстает от первоначального графика примерно на два года. Она намерена начать полеты уменьшенного демонстрационного судна в конце 2019 г. Первоначальная цель Boom – сократить время трансконтинентальных рейсов в два с лишним раза. Это позволило бы сильно торопящимся бизнесменам (места будут только премиум-класса) совершить полет туда-обратно между западным побережьем США и Азией за один день.

Американская Aerion Supersonic потратила 16 лет на разработку сверхбыстрых бизнес-джетов. В работе над последней моделью AS2, имеющей три двигателя, ей помогают General Electric и Lockheed Martin. Предполагается, что этот самолет будет летать в 1,4 раза быстрее скорости звука. Целевая аудитория – состоятельные люди, которые будут доплачивать за скорость, «потому что могут себе это позволить», отмечает гендиректор Aerion Брайан Бэрентс.

Многие из высказывавшихся в последние годы предложений создать сверхзвуковые пассажирские самолеты оказывались нежизнеспособными по разным причинам – от высоких цен на топливо до беспокойства об экологии или правил эпохи Concorde, запрещающих самолетам гражданской авиации превышать звуковой барьер над территорией США. Но теперь их сторонники активнее занялись лоббированием, а Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) начало диалог с представителями отрасли по поводу регулирующих норм. Правда, пока дебаты идут не об отмене запрета на превышение звукового барьера над сушей, а о пересмотре ограничений на шум самолетов, взлетающих или приземляющихся в аэропортах США и развивающих сверхзвуковую скорость над водой.

Задуматься о возможном возвращении в небо сверхзвуковых самолетов FAA побудили некоторые инновации последнего времени. В мае на сайте управления появилась информация, что «более легкие и эффективные композитные материалы, а также новые двигатели и дизайн корпуса» могут сделать сверхзвуковые самолеты жизнеспособными. Поэтому ведомство планирует предложить новые правила. Одно из них будет касаться «диапазона допустимых сверхзвуковых операций», а другие – процедур получения разрешения на тестовые полеты таких самолетов.

Перевел Алексей Невельский