Абрамович и Абрамов продают месторождение на Чукотке казахам за $900 млн

Баимское месторождение меди было одной из причин разногласий акционеров «Норникеля»
PhotoXpress

Казахстанский производитель меди и золота Kaz Minerals объявил о покупке за $900 млн медно-золотого Баимского месторождения. Оно расположено на Чукотке, запасы – 9,5 млн т меди и 16,5 млн унций золота. Здесь предполагается добывать руду и производить концентрат – 250 000 т меди и 400 000 унций золота (все в пересчете на металл) ежегодно.

Баимское месторождение принадлежит консорциуму частных лиц, включая Романа Абрамовича и Александра Абрамова, следует из сообщения Kaz Minerals. Президент фонда Invest AG Абрамова и его партнера по Evraz Александра Фролова Сергей Братухин, а также представитель Millhouse подтвердили сделку с Kaz Minerals.

Для покупки и развития Баимского месторождения Kaz Minerals будет использовать как собственное, так и заемное финансирование. Капитальные затраты компания оценивает в $5,5 млрд в течение восьми лет.

Расчеты по сделке пройдут частями и только после того, как продажу стратегического месторождения согласует правительственная комиссия по иностранным инвестициям. Заседание по этому вопросу предполагается в I квартале 2019 г., а закрытие сделки – в первом полугодии 2019 г. Первую часть казахская компания заплатит деньгами ($436 млн) и своими акциями (5% от увеличенного уставного капитала). За это Kaz Minerals получит 75% ООО «ГДК «Баимская».

Остальные 25% Kaz Minerals получит в 2029 г., а способ оплаты – деньгами или акциями – зависит от ряда условий. Если к марту 2029 г. к Баимскому месторождению будет подведена транспортная и энергетическая инфраструктура, предоставлены налоговые льготы и государству удастся добиться круглогодичной навигации из порта Певек, то продавцы Баимского получат еще 4,7% Kaz Minerals. Иначе выплата произойдет деньгами – $225 млн.

Представитель Kaz Minerals уточняет, что главное условие для завершения сделки и покупки 25% предприятия – его успешный выход на проектную добычу – 250 000 т медного концентрата (в пересчете на металл) в год. Продавать его компания намерена в Китай, Японию и страны АТР, говорит представитель. «Бурный рост рынка электромобилей и возобновляемой энергетики улучшает долгосрочные перспективы рынка меди», – констатирует аналитик Газпромбанка Айрат Халиков.

Деньги у Kaz Minerals есть – на счетах компании в конце 2017 г. было $1,8 млрд, при этом чистый долг был $2 млрд, а EBITDA за прошлый год – $1,2 млрд при свободном денежном потоке $452 млн. Контролирует Kaz Minerals менеджмент (48,27%), еще 2,5% – квазиказначейские акции. Наибольшая доля у казахстанского бизнесмена Владимира Кима (33,4%).

По мнению директора по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Николая Сосновского, Баимский проект при правильной реализации может оказаться довольно прибыльным, однако прибыль эту Kaz Minerals начнет получать не ранее чем через 5–7 лет.

Ранее на Баимское месторождение претендовал «Норникель», где структура Абрамовича и Абрамова – Crispian владеет миноритарной долей. В 2016 г. президент и совладелец «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Россия 24» рассуждал о возможности провести IPO Быстринского ГОКа в 2021–2022 гг. на одной из азиатских площадок. Но для этого, говорил он, нужно «укрупнить» проект, можно это сделать с помощью Баимской рудной площади.

В конце 2017 г. Потанин включал Баимское в план перспективных приобретений «Норникеля». Именно тогда возобновился конфликт между акционерами компании. Потанин хотел приобрести Баимское месторождение меди, инвестировать в совместное предприятие с «Русской платиной». Другой крупный акционер «Норникеля» – UC Rusal Олега Дерипаски настаивала на увеличении дивидендов.

«Процесс [переговоров] был конкурентным, соглашение заключено с теми, кто предложил наиболее интересные условия по развитию проекта», – объяснил сделку с компанией из Казахстана Братухин.

Представитель «Норникеля» от комментариев отказался. Может, это и к лучшему, рассуждает руководитель аналитического департамента БКС Кирилл Чуйко. «Норникель» решил сфокусироваться на текущих проектах, это может послужить сглаживанию акционерного конфликта, сдержит статус-кво в компании, считает эксперт.

Для акционеров «Норникеля» новость о том, что Баимское покупает Kaz Minerals, скорее позитивная – компании не придется много лет тратиться на развитие и разработку сложного месторождения с нулевой стадии, да и уже принадлежащая компании ресурсная база в Норильском районе не хуже, считает Сосновский. Зато сильно отреагировали акционеры Kaz Minerals, компании только недавно удалось завершить масштабные инвестпроекты и получить существенную прибыль, акционеры скорее надеялись на дивиденды, говорит Сосновский. Бумаги Kaz Minerals торгуются на Лондонской (LSE), Гонконгской и Казахстанской фондовых биржах, после объявления о соглашении ее капитализация на LSE упала на 26,8% до $3,6 млрд.