Французская Alstom снизила долю в «Трансмашхолдинге» ниже блокирующей

Но увеличила долю в крупнейшей в России сервисной компании по обслуживанию локомотивов «Локотех-сервисе»
Объединение позволит сформировать полноценное предложение поставок локомотивов и увеличить за счет сервиса экспортный потенциал производителя, говорится в сообщении/ Philippe Wojazer / Reuters

Владельцы «Трансмашхолдинга» (ТМХ) и «Локотех-сервиса» объединили свои доли, сообщил 2 августа ТМХ. В итоге французская Alstom Holdings, владевшая через Breakers Investments BV (Нидерланды) 33,3% в «Трансмашхолдинге», получила в новой структуре 20%. А совокупная доля других акционеров ТМХ и «Локотех-сервиса» – компаний, принадлежащих российским бизнесменам Искандару Махмудову, Андрею Бокареву, Дмитрию Комиссарову и Кириллу Липе, составила около 80%. При этом контролирующими акционерами являются Комиссаров и Липа.

ТМХ и «Локотех-сервис» сохранят юридическую самостоятельность. Менеджмент «Трансмашхолдинга» во главе с гендиректором Липой продолжит работать в группе компаний, Дегтярев и его коллеги сохранят руководящие посты в «Локотехе», говорится в сообщении ТМХ.

Подробности сделки неизвестны. Представители ТМХ и «Локотеха» от комментариев отказались.

«Трансмашхолдинг» – крупнейший российский производитель техники для рельсового транспорта (локомотивы, вагоны метро, трамваи и проч.). В 2017 г. компания получила 2,7 млрд руб. чистой прибыли по МСФО при выручке 155,8 млрд руб., гласят данные «СПАРК-Интерфакса».

«Локотех-сервис» – крупнейшая в России частная компания в сфере обслуживания подвижного состава. Выручка в 2017 г. составила 67,9 млрд руб. по РСБУ, чистая прибыль – 2,8 млрд руб. В начале 2018 г. группа компаний «Локотех» сообщила, что заключила с РЖД контракт на ремонт около 14 800 секций локомотивов на общую сумму 243,9 млрд руб. до 2022 г.

Объединение «позволит сформировать полноценное предложение поставок локомотивов для нужд «Российских железных дорог» по контрактам жизненного цикла; увеличить за счет сервиса экспортный потенциал производителя», поясняется в сообщении. «Акционеры планируют постепенную операционную интеграцию, в результате которой объединение должно превратиться в четвертую в мире по объемам выручки группу, специализирующуюся в области создания, производства и обслуживания подвижного состава для рельсового транспорта», говорится здесь же. По итогам 2017 г. суммарная выручка двух групп компаний составила около 260 млрд руб., в 2018 г. она, по прогнозу, превысит 320 млрд руб.

До объединения у ТМХ была 12,5%-ная доля в «Локотехе». Получается, при сохранении основного состава акционеров в обеих компаниях Alstom в бизнесе «Локотеха» получила еще дополнительно 15,9% акций в обмен на снижение доли в «Трансмашхолдинге» до 20%, комментирует гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. «Таким образом, 100% «Локотеха» оценены примерно в 80% стоимости ТМХ. Оценка вполне адекватная, учитывая масштаб и перспективы бизнеса «Локотеха», который в начале 2018 г. продлил крупнейший в мире сервисный контракт с РЖД», – говорит эксперт. Рынок сервисного обслуживания локомотивов в большинстве стран и регионов мира растет быстрее, чем рынок поставки новых локомотивов, к тому же «Локотех» активно выходит в новые экспортные рынки, отмечает он. «Теперь инвестиции Alstom в локомотивный бизнес в России становятся более сбалансированными и формируют дополнительный потенциал роста за счет консолидации «Локотеха» и ТМХ», – заключает он. К тому же сделка, скорее всего, не потребовала от Alstom доплаты, замечает Бурмистров. Он также не исключает, что у французского концерна может быть опцион на увеличение доли, например, до блокирующего пакета.

В первом полугодии 2019 г. ожидается более глобальное объединение, также с участием Alstom. Планируется, что 50% капитала Alstom будет принадлежать Siemens, в обмен немецкая компания передаст в создаваемое этими компаниями СП свои мощности по производству поездов и сигнализационного оборудования. Предполагается, что в России СП Alstom и Siemens получит долю во входящих в «Трансмашхолдинг» Тверском вагоностроительном заводе, Брянском машиностроительном заводе и Коломенском заводе.