Лизинговая компания Минтранса будет поставлять самолеты через Гонконг

За три года размер портфеля азиатской «дочки» должен достичь $1,5 млрд
По прогнозу Boeing, в 2018–2037 гг. мировому рынку понадобится 42 700 реактивных магистральных самолетов/ Unsplash

В Гонконге зарегистрирована компания GTLK Asia, 100%-ная «дочка» Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), рассказал «Ведомостям» генеральный директор ГТЛК Сергей Храмагин. Выбор пал на Гонконг, так как там строится лизинговый хаб и с 2017 г. действует льготный налоговый режим для лизинговых компаний, объяснил он.

ГТЛК на 100% принадлежит Минтрансу, в 2017 г. она вышла на 1-е место среди российских компаний по размеру лизингового портфеля: на конец июля он составлял 877 млрд руб., доля авиации в нем – 23%.

Самолеты иностранного производства российские лизинговые компании поставляют через ирландские «дочки», у ГТЛК это GTLK Europe. «В Ирландии созданы очень привлекательные условия, прежде всего по налогообложению, для иностранных инвесторов, страна находится в Евросоюзе, и в ней действует, по сути, британское право. Добрая половина всех авиализинговых компаний имеют штаб-квартиры или операционные компании в Ирландии. Гонконг пытается повторить этот успех», – говорит директор консалтинговой компании Horizon BizJet Сергей Колтович.

«По условиям для лизинговых компаний гонконгский налоговый режим пока на 2-м месте после ирландского. Но мы стремимся быть ближе к целевым клиентам и диверсифицировать географию заимствований», – продолжает Храмагин. Клиентами GTLK Asia могут стать азиатские авиакомпании, а также ведущие перевозчики Ближнего Востока и Африки, перечисляет он.

По прогнозу Boeing, в 2018–2037 гг. мировому рынку понадобится 42 700 реактивных магистральных самолетов общей стоимостью $6,3 трлн, 40% всех заказов (16 930 самолетов) обеспечат авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона.

Храмагин делится планами, что на третий год работы, в 2020–2021 гг., лизинговый портфель GTLK Asia достигнет $1,5 млрд. Лизинговый портфель GTLK Europe сейчас $2 млрд, его подавляющую часть формируют 55 самолетов Airbus и Boeing. Расти гонконгская и ирландская «дочки», по словам Храмагина, будут параллельно, при совершении сделки выбор в пользу той или иной компании будет сделан в зависимости от местонахождения клиента и финансирующего банка.

Российскую технику поставляет авиакомпаниям (пока только российским) сама ГТЛК, ее портфель с учетом заказанных судов составляет 44 самолета SSJ100, 32 самолета L-410, 81 и 29 вертолетов Ми-8 и «Ансат» соответственно. Стоимость портфеля российской авиатехники – 85 млрд руб.

Для развития лизинговой платформы Гонконг выбран также из-за близости к источникам финансирования, объясняет Храмагин: 5–7 крупнейших китайских банков, кредитующих лизинг, имеют офисы в Гонконге. Планируется, что по достижении GTLK Asia портфеля в $1,5 млрд она разместит долларовые облигации, сообщает он.

«Гонконг для привлечения финансирования перспективнее Ирландии. Но по качеству законодательства и правил поддержания летной годности судов (ППЛГ) с Ирландией он не может конкурировать. Ирландские ППЛГ признаны всем миром и делают регистрацию судов в этой стране очень удобной», – говорит топ-менеджер лизинговой компании.

ГТЛК, как госкомпания, в России занимается продвижением отечественной техники – докапитализируется из бюджета, покупает в том числе самолеты и вертолеты и поставляет их авиакомпаниям по льготным ставкам. Иностранные платформы нужны, чтобы продвигать российскую технику на мировой рынок, утверждает Храмагин. Когда появится отечественный самолет МС-21 (начало поставок производитель запланировал на 2020 г. – «Ведомости»), у иностранных «дочек» ГТЛК будет клиентская база авиакомпаний и возможность предлагать им в аренду МС-21 наряду с Airbus и Boeing, обещает он.

«Портфеля в $1,5 млрд за три года GTLK Asia может достичь, но только за счет иностранных судов. Первые 175 МС-21 заказаны для внутреннего рынка, их производство продлится до 2025 г.», – говорит топ-менеджер другой лизинговой компании.

«В 2016 г. вступило в силу соглашение об избежании двойного налогообложения с Гонконгом, поэтому основные аспекты работы в этой юрисдикции схожи с Ирландией. Но передаваемые российским авиакомпаниям суда ирландский лизингодатель может регистрировать в Ирландии и на Бермудских островах, а гонконгский - только на Бермудах», - передал «Ведомостям» директор департамента по работе с крупнейшими клиентами «Сбербанк Лизинга» Павел Пискун. Но очевидным плюсом гонконгской юрисдикции является более простой доступ на китайский рынок капитала и непосредственная близость к клиентам Юго-Восточной Азии, этот быстрорастущий рынок авиализинга, рассуждает Пискун. Но «Сбербанк Лизинг» пока не планирует создавать «дочку» в Гонконге

«ВТБ лизинг» не планирует создавать «дочку» в Гонконге, говорит его представитель. Представитель «ВЭБ лизинга» на запрос не ответил.

Добавлен комментарий «Сбербанк лизинга».