Как бот для поиска друзей принес миллионы его создателям

У жителей больших городов нет времени на общение со старыми друзьями, и они разучились заводить новых
Дела у Friendzone пошли лучше, когда из восьми основателей осталось три: Игорь Бакутин (слева на фото), Дарья Дуброва и Дмитрий Калупин/ Евгений Разумный / Ведомости

Основатели Friendzone.bot – петербуржцы Дмитрий Калупин, Дарья Дуброва и супруги Антон и Валентина Зельдины – знали, как тяжело жителям больших городов находить новых друзей. Калупин и Дуброва работали маркетологами, Валентина Зельдина – бизнес-тренером, Антон Зельдин – менеджером проектов в IT-компании. Два года они занимались организацией научно-популярных лекций «Щепотка соли», сначала бесплатно, в качестве хобби, а потом стали брать за лекции от 400 до 1000 руб. Люди приходили не только послушать лектора: они хотели найти единомышленников, вспоминает Дуброва. Но многие боялись даже подойти к незнакомым людям.

Однако лекции не приносили большого заработка, и в 2017 г. Калупин, Дуброва и Зельдины запустили новый проект – Friendzone.bot, бот в Telegram. Цель его была знакомить застенчивых людей и делить их на группы по интересам. Участники групп встречались и сообща выполняли выданные ботом задания, например брали друг у друга интервью или вместе ездили в городском автобусе. Участники по очереди рассказывали, что их волнует, группа обсуждала услышанное на каждой остановке. Предприниматели пригласили в команду знакомого 20-летнего программиста Игоря Бакутина и еще трех разработчиков. Первое время никто в команде не получал денег: жили на сбережения и продолжали работать по найму, вспоминает Калупин.

Первый сезон Friendzone.bot состоялся в мае 2017 г., в нем участвовал всего 41 человек. Но дело пошло. Сейчас каждый месяц задания выполняет около 200 человек из Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России и мира. Ежемесячная выручка компании составляет 500 000 руб. Сейчас билет на четырехнедельную игру стоит от 3500 до 6000 руб. Сначала развитие шло медленно – мешали конфликты между основателями, которых на старте было восемь человек. Как это ни парадоксально, партнеры создали сервис для налаживания отношений, но не смогли найти общий язык между собой.

Развлечение для семьи

Калупин, Дуброва и Зельдины экспериментировали с ботами около года. Сначала написали чат-бота – виртуального собеседника для участников конференций. Гости массовых мероприятий с помощью ботов в мессенджере смотрели расписание выступлений, задавали вопросы спикерам и знакомились с другими участниками. Однако продажи ботов организаторам конференций приносили копейки, признается Калупин.

Следующей попыткой стал бот для семейных пар. В честь Дня святого Валентина, 17 февраля 2017 г., они запустили первую игру. Бот задавал партнерам вопросы об отношениях (например, «Понимаете ли вы, какой эмоциональной поддержки ждет от вас партнер?»), и они их обсуждали вместе. Бота рекламировали в группе в соцсети «В контакте». Участие в игре стоило 300 руб. Билет купили 49 человек через билетный сервис TimePad.

Но одной игры было недостаточно, партнеры стали придумывать новые. Идеи искали в бизнес-литературе, советовались со знакомыми психологами, рассказывает Калупин.

Дегустация воды

За три месяца – к маю 2017 г. – партнеры подготовили 25 новых игр. Бот присылал вопросы или задания в мессенджер. Пример игры – участникам предлагалось купить бутылки питьевой воды разных марок, попробовать каждую и описать различия во вкусе. После этого бот приглашал участников в чат, где они обсуждали результаты. Большую часть заданий участники выполняли в одиночку. Ряд заданий требовал личных встреч.

Перед началом игры предприниматели делили пользователей, купивших билеты, на группы по своему усмотрению, затем бот предлагал им встретиться и выполнить какое-то задание. За 750 руб. участник получал доступ к играм на четыре недели. Первых пользователей партнеры нашли среди знакомых: они написали сообщения 70 знакомым в Санкт-Петербурге, 41 согласился. 31-летняя инженер-технолог Ирина Павловская вспоминает, что купила билет потому, что ей понравилась идея: обычно сайты знакомств предназначены для поиска сексуальных партнеров, а Friendzone.bot помогает найти единомышленников. Павловская благодаря Friendzone нашла нескольких друзей.

Получив первые положительные отклики, предприниматели стали придумывать новые задания, запустили сайт Friendzone.bot и рекламу во «В контакте». В августе 2017 г. был продан уже 141 билет. А осенью 2017 г. компаньоны запустили бота и для пользователей в Москве. За сентябрь – ноябрь они продали в общей сложности 367 билетов, из них больше половины – в Петербурге, говорит Дуброва.

По словам Дубровой, средний возраст пользователей Friendzone.bot – от 28 до 30 лет. Большинство – женщины. Бот специально составляет команды из участников разного пола и возраста, говорит Бакутин. Хотя многим это не нравится: пользователи хотят общаться с людьми примерно одного возраста и ищут собеседников противоположного пола. С такими участниками приходится договариваться, отмечает Дуброва.

Партнеры постепенно повышали среднюю цену билета, и в январе 2018 г. билет стоил в среднем 3000 руб. Выручка Friendzone.bot за 2017 г. составила 1 млн руб. В конце 2017 г. проект приносил уже достаточно денег – партнерам хватало на жизнь, они уволились с работы.

Психологическая помощь

В 2018 г. они стали продавать годовые абонементы за 10 000 руб. Однако за месяц абонементы купили только девять человек, вспоминает Дуброва. Партнеры пришли к выводу, что пользователей можно привлечь только новыми играми. Весной на одной из публичных лекций в Санкт-Петербурге Дуброва познакомилась с клиническим психологом центра «Качество жизни» Василием Клайманом и предложила ему разработать задания для Friendzone.bot. Клайман бесплатно составил 11 упражнений для борьбы с прокрастинацией. Сотрудничество взаимовыгодно: участники игры иногда обращались в центр «Качество жизни», говорит Клайман.

Дуброва стала приглашать и других специалистов. Так в каталоге появились упражнения по борьбе с тревожностью и психологические тесты. Основатели сами выполняли эти упражнения, но это не помогло сохранить мир в команде.

Нервная обстановка

В начале 2018 г. предприниматели были перегружены работой – многие операции выполнялись вручную, вспоминает Дуброва. Перед продажей билета нужно было изучить анкеты и соцсети пользователей, чтобы отсеять агрессивных людей. Много времени отнимало общение с участниками игр: надо было проверять задания, отвечать на жалобы и вопросы, говорит Дуброва. Эта работа требовала больших эмоциональных затрат, они занимались ею по очереди. Но распределять задачи тоже было сложно: у Friendzone не было офиса, восемь партнеров общались по телефону.

Вдобавок в апреле 2018 г. Рос-комнадзор по решению суда стал блокировать мессенджер Telegram, и это вызвало неудовольствие пользователей Friendzone. Некоторые жаловались на перебои в работе мессенджера, продажи упали, вспоминает Калупин.

В команде стали возникать споры. Постепенно из нее ушли три программиста. А в мае 2018 г. проект покинули Зельдины – из-за конфликта с другими участниками, говорит Калупин. Зельдины подписали документы, что не имеют претензий к бывшим партнерам, а взамен получают фиксированную выплату. Размер предприниматели не разглашают. Зельдин подтвердил существование договоренностей.

Суд Линча

К лету 2018 г. в команде Friendzone.bot уцелели три партнера – Калупин, Дуброва и Бакутин. Они всерьез занялись операционными процессами. А в июне запустили онлайн-игру для жителей регионов и русскоязычных пользователей за границей. Сейчас в каталоге Friendzone.bot более 80 игр.

В поисках новых идей партнеры стали посещать «Линчи» для стартапов, которые проводит петербургский бизнес-инкубатор «Ингрия». Разработчики, выдержавшие «линчевание», получали приглашение стать резидентом «Ингрии». Экспертам инкубатора понравился проект, предпринимателям предложили стать резидентами инкубатора, говорит менеджер по проектам «Ингрии» Елена Климшина.

Основатели Friendzone.bot ежемесячно платят за резидентство по 4500 руб., а взамен получают одно место в коворкинге «Ингрии» и бесплатные консультации экспертов. По словам Климшиной, предприниматели получили статус резидента на три года. Но каждый год они должны проходить аттестацию. Проект уже сейчас дает хорошие результаты, замечает Климшина. После получения статуса резидента у предпринимателей появилось больше клиентов, в июле 2018 г., например, было продано 195 билетов. Совокупная выручка Friendzone.bot за восемь месяцев 2018 г. составила около 3 млн руб.

Играют все

Потенциальная аудитория Friendzone.bot – жители больших городов старше 25 лет, считает психолог Елена Станковская. У них нет времени на общение со старыми друзьями и они разучились заводить новых друзей, говорит она. Дуброва считает, что их конкурент – сайты и приложения для знакомств с многомиллионной аудиторией. Однако представители сервисов с этим не соглашаются. Friendzone.bot – нишевый проект, клуб по интересам, их аудитория не пересекается с пользователями сайтов знакомств, говорит Лина Булахова, директор по маркетингу LovePlanet (около 20 млн зарегистрированных пользователей в России). При этом тематические сервисы успешно развиваются: с их помощью пользователям проще найти людей, близких по духу, признает Булахова.

Сейчас основатели Friendzone.bot тратят львиную долю выручки на рекламу – 150 000–200 000 руб. в месяц, утверждает Калупин. Скоро команда планирует выпустить бота для мессенджеров Facebook и «В контакте», это тоже даст новых клиентов, надеется Дуброва.

Однако потребуются вложения: придется нанимать большой штат сотрудников для обработки жалоб пользователей, считает директор по исследованиям венчурного фонда Social Discovery Ventures Андрей Михайлюк. Сейчас обработкой анкет, заданий и запросов участников Friendzone.bot занимаются четыре внештатных сотрудника, говорит Калупин. Чтобы не раздувать штат, Friendzone.bot нужно автоматизировать процессы, считает Климшина. Бакутин уже разработал отдельный сайт для сообщений участников. Время проверки заданий сотрудниками сократилось с 2 ч до 40 мин в день, говорит он. А в следующем сезоне бот будет автоматически анализировать анкеты и составлять команды участников, отмечает Бакутин.