Для нового самолета МС-21 сертифицирован российский двигатель

Это первый двигатель, созданный в России. Его разработка обошлась примерно в 70 млрд рублей
Разработка двигателя обошлась примерно в 70 млрд руб/ wikimedia

Росавиация выдала сертификат типа на российский авиадвигатель ПД-14, сообщила пресс-служба Минпромторга. Это основной документ для авиатехники, он означает, что изделие соответствует нормам летной годности и может безопасно эксплуатироваться.

Это первый гражданский турбореактивный авиадвигатель, созданный в России, приводятся в релизе слова министра промышленности Дениса Мантурова. Его разработку с 2008 г. вел пермский завод «Авиадвигатель», производство планируется на Пермском моторном заводе. Оба предприятия входят в Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), которая, в свою очередь, принадлежит госкорпорации «Ростех». На программу ПД-14 потрачено около 70 млрд руб., в основном это бюджетные средства, говорят два человека, близких к принадлежащей государству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). ОАК разрабатывает среднемагистральный самолет МС-21, для которого и создан ПД-14.

МС-21 с 2017 г. проходит летные испытания с двигателем PW1400G канадской компании Pratt & Whitney. Он был сертифицирован в 2016 г. Старт коммерческих поставок МС-21 авиакомпаниям запланирован на начало 2020 г., самолет будет предлагаться заказчикам с двумя вариантами двигателей на выбор – PW1400G и ПД-14. Возможность выбора двигателя – одно из конкурентных преимуществ МС-21, рассказывал «Ведомостям» президент ОАК Юрий Слюсарь. ПД-14 будет стоить дешевле, чем PW1400G, говорил он, не уточняя деталей.

В 2019 г. планируется валидировать сертификат типа ПД-14 в Европейском агентстве авиационной безопасности (EASA), сообщает Минпромторг. Это позволит экспортировать двигатель и самолеты, на которые он установлен. Сейчас уже изготовлено 13 опытных двигателей и ведется изготовление еще пяти по контракту с ОАК для испытаний на самолете МС-21, сказал представитель ОДК. Цену двигателя он не раскрывает.

«Сертификация ПД-14, несомненно, большой шаг вперед для отечественного двигателестроения, – говорит партнер консалтинговой компании Arthur D Little Артем Малков. – Теперь главные вызовы для проекта – сертификация в Европе (а Россия никогда не сертифицировала авиадвигатели, и сейчас трудно предсказать, сколько времени это займет) и создание эффективной системы послепродажного обслуживания двигателя, чего тоже раньше не делали». Успех ПД-14 будет во многом зависеть от успеха МС-21, добавляет Малков.

Концепция базового газогенератора, реализованная при проектировании двигателя, позволит разрабатывать на его базе целое семейство новых изделий в диапазоне тяги от 9 до 18 т, говорит представитель ОДК. Компания уже сформулировала технические предложения по ряду двигателей: ПД-7 для ближнемагистрального SSJ100 (сейчас на нем устанавливается французско-российский двигатель Sam146), ПД-10В для замены украинского Д-136 на вертолете Ми-26, одну из модификаций ПД-14 планируется установить на разрабатываемом военно-транспортном самолете Ил-276.

Всего ОАК получила твердые заказы на 175 самолетов МС-21. Крупнейшими заказчиками самолета МС-21 из авиакомпаний являются «Аэрофлот» (заказал 50) и Red Wings (16). Контрольный пакет «Аэрофлота» принадлежит государству, Red Wings на 100% принадлежит лизинговой компании «Ильюшин финанс», которая контролируется ОАК. «Аэрофлот» заказал самолеты с двигателем PW1400G, но начиная с 26-го судна есть опция поменять его на ПД-14. Red Wings тоже заказала с канадскими двигателями, но с опцией смены на российские.