Правительство готово увеличить тарифы на пробег пустых вагонов

Но чиновники еще не определились с типами вагонов и размером индексации
Повышение тарифов на порожний пробег полувагонов ударит, прежде всего, по угольным компаниям, замечал один из источников «Ведомостей»/ Сергей Портер / Ведомости

Предложение РЖД изменить тарифные схемы на порожний пробег вагонов заинтересовало правительство. «Решение о необходимости дальнейшей оптимизации порожнего пробега всеми участниками совещания [у премьер-министра Дмитрия Медведева, прошедшего 29 октября] поддержано», — сказал министр транспорта Евгений Дитрих (цитата по «Интерфаксу»). Детали пока не ясны. По словам Дитриха, «параметры этой оптимизации, в том числе с возможной индексацией по типам подвижного состава, должны быть приняты в уточненной долгосрочной программе развития РЖД». Проект этой программы будет доработан до 1 декабря, уточнил он.

В текущей версии проекта программы развития РЖД предлагается изменить тарифные схемы только для полувагонов. По расчетам железнодорожной монополии, это даст ей дополнительно 63 млрд руб. до 2025 г. Для сравнения: доходы РЖД в 2017 г. от порожнего пробега полувагонов составили 127 млрд руб., по оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова.

Ранее возможность изменения тарифов на порожний пробег обсуждалась в Совете потребителей РЖД, рассказывали источники, близкие к Совету. Вариантов два — дополнительно проиндексировать тарифы на порожний пробег для всех типов полувагонов или отменить тарифные схемы со сниженной оплатой порожнего пробега для вагонов с улучшенными техническими характеристиками (инновационные, с повышенной нагрузкой на ось), уточнял один из них. Но никакой из вариантов необходимого большинства голосов тогда не набрал.

Союз операторов железнодорожного транспорта в письме на имя Медведева от 26 октября («Ведомости» ознакомились с копией, ее достоверность подтвердили два источника, близких к Союзу) попросил вместо индексации тарифов на порожний пробег для всех полувагонов ограничиться выравниванием тарифных схем для инновационных вагонов. По оценке Союза, это даст РЖД 56 млрд руб. до 2025 г.

Отраслевой союз «Объединение вагоностроителей» в письме на имя Медведева от 23 октября («Ведомости» ознакомились с его копией, подлинность подтвердили два источника, близких к Союзу), напротив, просит сохранить отдельные тарифные схемы для инновационных вагонов. По подсчетам Союза, их использование позволили в 2017 г. снизить прямые эксплутационные затраты РЖД на 7 млрд руб., а также увеличить экспортные поставки грузов на дополнительные 13 млн т грузов в год, «что эквивалентно экономии  вложений в развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры в размере около 107 млрд руб.».

Повышение тарифов на порожний пробег полувагонов ударит, прежде всего, по угольным компаниям, замечал один из источников «Ведомостей». Это главные потребители полувагонов, к тому же они активно развивают экспорт, соответственно, у них протяженные маршруты, пояснял он.

Еще одним предложением РЖД (правда, не внесенным в проект долгосрочной программы) было использование промышленной инфляции вместо потребительской при ежегодной индексации грузовых тарифов по долгосрочному принципу «инфляция минус 0,1 п. п.». Но такой подход пока не поддержан властями. «На сегодняшний момент для такого решения пока оснований не видно», — сказал Дитрих.