Бензин подешевел в опте после соглашения правительства с нефтяниками

На АЗС его стоимость не изменится до конца этого года, но в 2019 году начнет расти
Компаниям придется нести основную нагрузку по сдерживанию цен на топливо до конца этого года/ Анастасия Арашкевичуте для Ведомостей

Ручное регулирование цен на нефтепродукты, которое было введено с 1 ноября, дало первые результаты. По итогам торгов в четверг на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже бензин Аи-92 в европейской части России подешевел на 2,46% до 48 234 руб. за 1 т, Аи-95 – на 4,47% до 51 003 руб. за 1 т, зимнее дизельное топливо – на 2,99% до 56 847 руб. за 1 т.

О снижении цен в мелкооптовом сегменте сообщили «Газпром нефть» (в среднем до 15%), «Лукойл» (насколько – не сообщается). Другие компании – «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», группа «Новый поток», «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова также сообщили, что поддержали меры по стабилизации топливного рынка. Об этом договорились на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 31 октября, нефтяники подписали с правительством соглашение, которое действует с 1 ноября 2018 г. по 31 марта 2019 г. (может быть продлено).

В нем компании обязуются не повышать цены на своих АЗС до конца этого года. То есть стоимость бензина и дизтоплива останется на уровне июня 2018 г. Именно тогда они договорились с правительством зафиксировать цены в обмен на снижение акциза на топливо.

Нефтяные компании также должны вернуть оптовые цены на уровень июня 2018 г. Это должно обеспечить минимальную маржу независимым АЗС в 2700 руб. за 1 т (около 2 руб. за 1 л) и остановить рост стоимости топлива у них. АЗС, не принадлежащие крупным нефтяным компаниям, осенью были вынуждены повышать цены, так как начали расти оптовые цены у нефтяных компаний.

2700 руб. за 1 т недостаточно для нормальной эксплуатации АЗС, считает руководитель Алтайского топливного союза Юрий Матвейко. Операционные расходы независимых АЗС на литр топлива составляют 3,5–3,7 руб., отмечает он.

Ориентироваться нужно не на июньский уровень цен, а на августовский, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов. В июне топливный рынок еще не оправился от весеннего роста цен на нефтепродукты, снижение началось в июле и продолжилось в августе, продажи в мелком опте повторяли эту динамику с запозданием, объясняет он.

Сейчас маржа АЗС (разница между оптовыми ценами и ценами на АЗС) по бензинам составляет 5–7%, а для дизтоплива она отрицательная: -8%. Оптимальной считается 15%, из которых 9–10% приходится на затраты на розлив топлива, логистику, приводит данные первый заместитель генерального директора Петербургской топливной компании Леонид Чурилов. У независимых АЗС нет оснований для снижения розничных цен в этом году, говорит Матвейко и один из управляющих независимой сетью АЗС.

В 2019 г. правительство разрешило поднимать розничные цены, но не быстрее годовой инфляции в пересчете на месяц. «Это примерно 4–4,6% в год, без резких изменений», – сказал Козак. Производители топлива также увеличат поставки на внутренний рынок не менее чем на 3% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Временно будет приостановлено действие совместного приказа Минэнерго и ФАС об увеличении продаж топлива на бирже.

Биржа была создана, чтобы сделать ценообразование прозрачным, существуют биржевые индикаторы, которые служат основанием для формирования крупнооптовых, мелкооптовых цен, напоминает Чурилов. «Биржа как инструмент формирования рыночных цен де-факто умерла, – категоричен Баженов. – Объемы торгов на бирже будут отражать не потребности игроков рынка, а необходимость уложиться в индикатив правительства. Такие практики ближе к Госплану, чем к реальным рыночным механизмам, а где Госплан – там и дефицит». По его словам, под большим вопросом стоит эффективность снабжения независимых участников рынка через мелкооптовые подразделения нефтяных компаний, а откат на фактический уровень июньских цен по-прежнему грозит банкротствами независимых.

Но правительство предупредило нефтяников, что, пока они будут выполнять все эти условия, не будут введены заградительная пошлина на топливо и лицензирование экспорта.

Компаниям придется нести основную нагрузку по сдерживанию цен на топливо до конца этого года, с нового года они начнут получать компенсацию за поставку топлива на внутренний рынок (около 60 млрд руб. в месяц при сохранении текущей конъюнктуры), говорит главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов: «Это перекроет потери от роста НДС и акцизов на топливо (около 25 млрд руб. в месяц)».