Почему производители сигарет хотят сделать будущее бездымным

Производство продуктов нового поколения оказалось более выгодным для крупных табачных компаний
Табачные изделия нового поколения оказались выгоднее сигарет/ DPA / TASS

В июне 2017 г. главный исполнительный директор Philip Morris International (PMI) Андре Каландзопулос в интервью «Ведомостям» рассуждал о рентабельности устройства нагревания табака IQOS (это не аббревиатура, а ничего не значащий набор букв, превращенный в бренд). В нем табак нагревается, а не горит, но курильщик получает привычную дозу никотина. PMI уверяет, что табачный пар IQOS в среднем на 90–95% менее вреден, чем дым обычной сигареты. Действительно ли это более рентабельный продукт, спросили его «Ведомости», и он ответил, что стоимость производства табачных стиков для устройств нагревания табака со временем будет сравнима с сигаретами. «Далее все зависит от налогов», – подчеркивал он.

PMI продает в России IQOS с конца 2015 г.

Похожим товаром торгует другая крупная табачная компания – British American Tobacco (BAT): он называется glo и продается в России с октября 2017 г.

У Japan Tobacco International (JTI) есть устройство нагревания табака Plum Tech, но в России оно не продается. Imperial Tobacco собирается в 2019 г. вывести на глобальный рынок похожий прибор – Pulze, сказано на сайте компании.

Рентабельность табачных стиков для IQOS такая же, как у сигарет высокого ценового сегмента (дороже 110 руб.), рассказал вице-президент по корпоративным вопросам PMI в России Сергей Слипченко на презентации третьего поколения устройств, но не сообщил, какова она. Представитель BAT сказал, что рентабельность glo – конфиденциальная информация.

На самом деле рентабельность табачных стиков даже выше дорогих сигарет, знает сотрудник крупной табачной компании. Обычно при расчете себестоимости производители включают сюда инвестиции в производство, отчего рентабельность снижается, говорит собеседник «Ведомостей». Например, в октябре 2018 г. PMI сообщала, что в новые производственные линии стиков на фабрике в Санкт-Петербурге инвестировано уже 7 млрд руб., а в 2019–2020 гг. будет вложено еще 6 млрд руб. BAT инвестировала в модернизацию завода в Санкт-Петербурге 1,3 млрд руб. – там также производятся стики для glo. В течение двух лет компания планирует вложить еще 1,7 млрд руб.

Налог на табачные стики существенно ниже налога на сигареты, а стоимость пачки стиков для потребителя сопоставима с дорогими сигаретами – 130 руб. Такой принцип налогообложения должен сохраниться и в будущем, продолжает сотрудник крупной табачной компании: менее вредные новые табачные продукты обычно облагаются меньшим акцизом, чем сигареты.

По Налоговому кодексу акциз на 1 кг табака, предназначенного для потребления путем нагревания, в 2018 г. составляет 5280 руб., в 2019 г. он будет 5808 руб., в 2020 г. – 6040 руб. В пачке табачных стиков содержится примерно 6,1 г табака, значит, в 2018 г. производители платят акциз около 32,2 руб. с пачки плюс НДС (19,8 руб. для пачки стоимостью 130 руб.). Таким образом, доля налогов в общей стоимости пачки составляет 40%.

Доля акциза в потребительской цене традиционных сигарет в 2017 г. составила 48,9%, говорилось в докладе Центробанка о денежно-кредитной политике. Доля налогов сейчас составляет около 56,2%, согласно данным BAT.

Устройства для нагревания табака типа IQOS и glo продаются значительно ниже себестоимости, говорит гендиректор магазина электронных сигарет Vardex Дмитрий Борисов. Это подтверждают два человека, близких к разным крупным табачным производителям. По словам одного из них, себестоимость таких устройств – около 100 евро. В России IQOS стоит на сайте 3990 руб., это 53 евро, а glo, также на сайте, – 2500 руб., или 33 евро. Производители стараются компенсировать убытки от устройств именно за счет продажи стиков, указывает собеседник «Ведомостей».

В конце 2016 г. Каландзопулос заявил BBC, что PMI может прекратить производство сигарет. В интервью «Ведомостям» он подтвердил это мнение, но заметил, что такое станет возможным, когда 50–60% потребителей перейдут на новую продукцию при 100%-ной осведомленности о ней. Сейчас в России около 550 000 человек используют IQOS, говорил Слипченко. По данным Минздрава, в 2017 г. в России было около 44 млн курильщиков.

Представители Imperial Tobacco и JTI не ответили на запросы.