Глобальный рынок роскоши ждут большие перемены

Главными потребителями товаров класса люкс в будущем станут люди с немодельной фигурой и те, кому важно выглядеть скромно
Люксовые бренды все больше производят удобной одежды одного размера и ориентируются на покупательниц c более крупными формами/ Christophe Ena / AP

Доля благопристойных нарядов в категории женской одежды класса люкс, включая одеяния для мусульман, по итогам 2018 г. достигнет 40%, пишут в совместном отчете аналитики американской консалтинговой компании Bain & Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma. По их мнению, формировать моду и влиять на потребительские тенденции теперь станут религия, этническая принадлежность и субкультуры. Поэтому, чтобы оставаться актуальными, все люксовые бренды будут это учитывать, создавая коллекции, добавляет Ирина Куликова, эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс Bain & Co. Dolce & Gabbana уже делает коллекцию хиджабов и абайи из шелка и кружев, аналогичные товары выпускает DKNY, Max Mara, Alberta Ferretti, напоминает она.

Также люксовые бренды все больше производят удобной одежды одного размера и ориентируются на покупательниц c более крупными формами (20% всех продаж), отмечается в исследовании. На протяжении длительного времени мода диктовала определенный стандарт в области фигуры, нынешняя тенденция – выражать себя можно в любом теле, говорит Куликова, удобство и комфорт – это тренд, поэтому практически у всех брендов можно встретить кроссовки и толстовки.

Большой потенциал в одежде plus size видит Евгений Устинов, коммерческий директор «Джамилько» (развивает в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Marco Polo, Escada), называя такой ассортимент curve (изгиб). Так, осенью компания предложила покупательницам одежду итальянского бренда Elena Miro. «Продажами мы очень довольны», – радуется Устинов. Не обошел стороной покупателей крупных размеров и ЦУМ: в магазине есть специальная секция XXXL, где можно приобрести одежду от 60-го до 70-го размеров. Представленные здесь товары пользуются спросом у сформировавшейся лояльной аудитории, говорит представитель ЦУМа, в последнее время покупатели интересуются не только классическими костюмами, сорочками и пальто, но и casual-категориями – денимом и трикотажем.

По итогам 2018 г. рынок товаров класса люкс вырастет на 6% до 260 млрд евро, по данным Bain & Co и Fondazione Altagamma; одежда – самый крупный сегмент с долей 23% и оборотом в 60 млрд евро. Вплоть до 2025 г. он продолжит ежегодно прибавлять 3–5% в год и к 2025 г. достигнет 320–365 млрд евро, сказано в исследовании. По мнению его авторов, локомотивом рынка станет высокий спрос на люкс-товары со стороны китайских потребителей (33% в глобальных расходах), а также покупателей, родившихся после 1981 г. Именно на поколения Y (так называемые миллениалы) и Z (рожденные в эпоху интернета) придется свыше половины – 55% – всех мировых трат на люксовые товары к 2025 г., говорится в отчете.

Традиционные каналы торговли постепенно будут вытеснены онлайн-коммерцией. К 2025 г. на продажи через интернет придется четверть рынка против нынешних 10%, пишут аналитики Bain & Co. Рост онлайн-продаж в «Джамилько» измеряется уже двузначным числом процентов, говорит Устинов. Продажи интернет-магазина tsum.ru выросли на 70% в этом году, сообщил представитель компании, драйверы роста – обувь, сумки и аксессуары.

Российский рынок товаров люкс Bain & Co с партнерами включают в статистику по Европе (доля последней – 18%) из-за несущественного размера рынка, уточняет Куликова. Политические санкции и кризис 2014 г. оказали негативное влияние на весь потребительский рынок России и люкс не исключение, напоминает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. До кризиса байеры могли позволить себе покупать все, тогда как теперь покупка делается под конкретного клиента, а основу продаж бутиков сейчас составляют классические модели: смокинги от Yves Saint Laurent и платье-трапеция от Valentino, говорит один из закупщиков Mercury.

Правда, по мнению Лебсак-Клейманс, с 2016 г. спрос начал восстанавливаться и большинство брендов топ-люкса уже по итогам прошлого года заявляли о росте продаж на российском рынке: Burberry (+16%), Tiffany & Co (+19%), Bvlgari (+64%), Louis Vuitton (+5%), Fendi (+40%).

У российского люкс-рынка есть перспективы роста, чему будут способствовать рост потока иностранных туристов, особенно из Китая, и введение системы возврата НДС (tax free), считает Лебсак-Клейманс. Китайские туристы удерживают первенство по продажам, ориентируясь на хорошо известные бренды – Salvatore Ferragamo и DKNY, подтверждает Устинов, прежде всего покупают сумки и аксессуары. Китайские покупатели составляют львиную долю среди оформивших tax free туристов, замечает Лебсак-Клейманс: в петербургском ДЛТ это почти 80%, в ЦУМе – около 50%. Только за время чемпионата мира по футболу (проходил в России с 14 июня по 15 июля) иностранцы оформили tax free на покупки стоимостью 943,8 млн руб., рассказывал ранее «Ведомостям» представитель Федеральной таможенной службы. Большую часть этих покупок (71%) совершили китайцы.

Какая одежда будет модной следующей весной