Польша ищет все новые способы заменить российский газ

И даже пытается стать газовым хабом для Центральной Европы
Пока за счет закупок СПГ Польша обеспечила примерно половину своего потребления газа

Польша все активнее пытается снизить зависимость от российского газа. При этом власти Польши надеются, что поставки сжиженного природного газа (СПГ) из США и строительство газопровода Baltic Pipe позволят стране стать региональным газовым хабом, снабжая излишками газа страны Центральной и Восточной Европы.

Годовое потребление газа в Польше в 2017 г. составило 19,1 млрд куб. м, по данным BP. Из них более 10 млрд куб. м обеспечили поставки «Газпрома». Контракт с ним истекает в 2022 г., и правительство не собирается продлевать договор, в том числе по геополитическим причинам.

Заменить поставки Варшава собирается, в частности, с помощью импорта американского СПГ. В середине октября государственная энергетическая компания PGNiG подписала 20-летний контракт с Venture Global LNG на ежегодную поставку 2 млн т СПГ (примерно 2,72 млрд куб. м после регазификации) начиная с 2022 г. Затем в ноябре она заключила 24-летнее соглашение с Cheniere, по которому поставки СПГ начнутся уже в этом году и достигнут 1,45 млн т в 2023 г. Наконец, в декабре PGNiG подписала еще один 20-летний контракт с Sempra Energy, по которому будет ежегодно получать 2 млн т с 2023 г. Финансовые условия контрактов польская компания называет привлекательными, но не раскрывает.

У PGNiG также есть действующее соглашение с катарской Qatargas на поставку 2 млн т до 2034 г. Таким образом, в совокупности Польша обеспечила себе почти 7,5 млн т СПГ, или 10,2 млрд куб. м газа в год. Поэтому она собирается расширить свой единственный СПГ-терминал в Свиноуйсьце. В декабре она объявила тендер на увеличение его регазификационных мощностей с 5 млрд до 7,5 млрд куб. м.

PGNiG также инвестирует в газовые месторождения на норвежском шельфе, пишет Financial Times (FT). В октябре она заплатила $220 млн за 42,38%-ную долю в месторождении Tommeliten Alpha. Добыча на нем должна начаться в 2024 г. По оценкам PGNiG, эта сделка позволит ей увеличить свою годовую добычу в Норвегии на 500 млн куб. м в течение шести лет. В середине января PGNiG получила еще три лицензии на разработку месторождений на норвежском шельфе.

Как утверждает председатель правления PGNiG Петр Возняк, его компания продолжит искать новые активы в Северном море, хотя он признает, что это будет непросто. «Мы очень избирательны, – приводит его слова FT. – [Но] фактически мы покупаем практически всё, что можем, поскольку иметь собственный газ всегда дешевле и надежнее, чем получать его от какой-либо третьей стороны. Мы очень боимся проблем с поставками».

Большие надежды Польша также связывает с еще не построенным газопроводом Baltic Pipe, по которому сможет получать до 10 млрд куб. м норвежского газа. Это «наиболее важная часть плана по диверсификации поставок энергоресурсов, [этот трубопровод] сделает Польшу независимой от российского газа», заявил FT аналитик Polityka Insight Роберт Томашевски.

Но пока неясно, будет ли Baltic Pipe готов к эксплуатации ко времени окончания контракта с «Газпромом», отмечает FT: его строительство должно начаться в 2020 г. и продлиться два года. Кроме того, где-то на дне Балтийского моря он должен будет пересечься с «Северным потоком – 2», по которому российский газ будет идти в Германию и который должен быть введен в эксплуатацию до конца 2019 г. По словам Томашевски, это технический вопрос, но об этом необходимо договориться с «Газпромом». Он не исключает, что российская компания попытается затянуть этот процесс, ведь Польша хотела помешать строительству «Северного потока – 2».

Также есть риск, что Польше придется переплачивать за норвежский газ, если она постарается резко нарастить его импорт к 2022 г., предупреждает аналитик Wood & Company Джонатан Лэмб. Поэтому он предполагает, что она будет увеличивать поставки по Baltic Pipe в зависимости от приемлемости цен.

Увеличение импорта СПГ и Baltic Pipe изменят газовый рынок Центральной Европы, создав маршруты с севера на юг в дополнение к уже существующим с востока на запад, считает гендиректор Polskie LNG Равел Якубовски. Польша уже работает с Литвой, Украиной, Словакией и Чехией над созданием интерконнекторов, чтобы поставлять им излишки имеющегося у себя газа. «Baltic Pipe способен обеспечить польский рынок стабильными долгосрочными поставками, а СПГ-терминал обеспечит нам гибкость и позволит извлекать выгоду из разницы в ценах», – приводит FT слова Якубовски.