Будущее сланцевого бума в США под угрозой

Проблемы нефтяников могут привести к снижению оптимистичных прогнозов по добыче
Порой из новых скважин сланцевые добытчики получают вдвое меньше нефти/ Andrew Burton / GETTY IMAGES NORTH AMERICA / AFP

Благодаря сланцевому буму США стали в прошлом году крупнейшим производителем нефти в мире. Согласно прогнозам, нефтедобыча в стране продолжит быстро расти в ближайшие годы. Однако разработчики сланцевых месторождений столкнулись с проблемой: новые скважины, пробуренные вблизи старых, дают гораздо меньше нефти. Кроме того, этим компаниям стало труднее привлекать финансирование. Это может заставить их пересмотреть свои планы и привести к снижению прогнозов по нефтедобыче.

По данным Управления энергетической информации США (EIA), в ноябре совокупная среднесуточная добыча составила 11,9 млн баррелей. EIA прогнозирует ее увеличение до 12,4 млн барр./сутки в 2019 г. и 13,2 млн барр./сутки в 2020 г. Добыча сланцевой нефти в краткосрочной перспективе тоже продолжит расти и достигнет 8,4 млн барр./сутки в марте 2019 г., считают специалисты управления.

Международное энергетическое агентство также прогнозирует, что добыча нефти в США сильно вырастет в этом году, тем более что во втором полугодии в эксплуатацию будут введены нефтепроводы, которые позволят заметно увеличить транспортировку нефти с месторождений в Пермском бассейне на берег Мексиканского залива.

Но американские нефтяники столкнулись с технологической проблемой, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Пытаясь извлечь максимум нефти на имеющихся месторождениях, они стали бурить скважины ближе друг к другу. Компании думали, что это не скажется на объемах добычи из отдельных скважин, но результаты оказались разочаровывающими. Порой из новых скважин они получали вдвое меньше нефти. Кроме того, новые скважины часто повреждают старые, из-за чего в тех снижается давление, затрудняя извлечение нефти и газа.

В последнее время нефтяники часто бурят скважины в 115 м друг от друга. Но в таком случае, например, на месторождении Eagle Ford в Техасе извлекаемость нефти может снизиться на 28%, выявило исследование норвежской Equinor (бывшая Statoil). Если расстояние сократить до 84 м, потери достигнут 40%. Поэтому энергетические регуляторы США теперь рекомендуют увеличить расстояние между скважинами до 230 м.

Из-за этой проблемы оптимистичные прогнозы по дальнейшему росту сланцевой добычи могут не сбыться, отмечает WSJ. Прогнозы для Пермского бассейна, возможно, придется снизить более чем на 1,5 млн барр./сутки, выявил анализ Wood Mackenzie. При нынешних ценах на нефть это будет эквивалентно потере более $30,5 млрд в год. «Без крупного технологического прорыва [добыча из] новых скважин будет меньше», – приводит WSJ слова Роберта Кларка из Wood Mackenzie.

Если компании станут бурить меньше скважин на своих участках, им могут потребоваться инвестиции для приобретения новых участков земли. Однако в последние годы им стало труднее привлекать финансирование из-за невысоких финансовых результатов, отмечает WSJ. Поэтому в начале года многие компании, наоборот, объявляли о сокращении расходов.

По данным Dealogic, в прошлом году производители сланцевой нефти привлекли $22,8 млрд за счет выпуска акций и облигаций. Это минимум с 2007 г. и почти втрое меньше, чем в 2012 г. Между тем именно поддержка инвесторов позволила этим компаниям выдержать обвал цен на нефть, начавшийся в 2014 г. Также американские регуляторы в 2016 г. ужесточили стандарты кредитования разработчиков сланцевых месторождений, чтобы защитить банковский сектор от банкротства нефтяников. «Прежде инвесторы спешили вложить деньги в многообещающие компании, – утверждает Скотт Робертс из Invesco (цитата по WSJ). – Но слишком многие обожглись на этом, поэтому интерес к таким сделкам снизился».

Кроме того, цены на нефть остаются нестабильными. Если в октябре прошлого года стоимость североамериканской нефти WTI превысила $74 за баррель, то к католическому Рождеству рухнула примерно до $42,5. С тех пор цены снова выросли и в последние недели колеблются в диапазоне $55–57 за баррель. Сохранение волатильности на рынке может представлять опасность для сланцевых добытчиков из-за недостаточного хеджирования: Wood Mackenzie в конце 2018 г. оценивала, что они захеджировали только около 25% добычи на этот год (годом ранее – 45%).