Россия отстает от мирового рынка метанола

Новые проекты могли бы дать прирост несырьевого экспорта до $8 млрд, но их реализация откладывается
Methanex

Существующие сегодня проекты строительства газохимических комплексов могут дать почти пятикратный, до 18,3 млн т к 2025 г., рост годового производства метанола в России, подсчитали аналитики Vygon Consulting. Их реализация, в теории, позволила бы занять стране до 15% мирового рынка этой продукции и обеспечить рост несырьевого экспорта на $7–8 млрд, следует из исследования агентства. Но фактически из 14 крупных заявленных проектов на стадии строительства пока находится лишь один, говорится в отчете.

Метанол считается одним из самых перспективных продуктов переработки с точки зрения развития газохимии. В период 2010–2017 гг. мировой спрос на него вырос более чем в полтора раза до 76 млн т в год, а темпы роста спроса – до 7,9% в год (2,9% в 2000–2010 гг.). В течение ближайших семи лет динамика роста потребления метанола будет сохраняться, а его мировое потребление к 2025 г. увеличится еще на 60,5% до 122 млн т в год, сказано в исследовании.

Крупнейшим мировым производителем и потребителем метанола сегодня является Китай. В 2017 г. страна обеспечила более половины (41 млн т) мирового потребления и активно строит собственные мощности (+26 млн т в 2012–2017 гг.). Но даже при сохранении темпов строительства дефицит собственного производства метанола в КНР к 2025 г. прогнозируется на уровне около 37%, или 30 млн т в год.

Россия в 2017 г. произвела около 4,1 млн т метанола, внутренний спрос составил около 2,4 млн т. Остальная часть продукции экспортирована на европейский рынок, где на долю страны пришлось около 24%. В перспективе рост потребления метанола ни на внутреннем рынке, ни в Европе не будет превышать 2%, предполагают аналитики. Но низкие себестоимость производства и затраты на транспортировку позволят России вытеснять с европейского рынка поставщиков из США, Южной Америки и Ближнего Востока, говорится в отчете.

Основное конкурентное преимущество российского метанола на мировом рынке – низкая стоимость сырья. «Разница между нетбэком и внутренней ценой в 2018 г. составляла около $150 за 1000 куб. м газа», – приводит пример руководитель направления «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. Суммарный экономический эффект от регулирования внутренних цен, который получили в 2018 г. российские производители метанола, он оценивает в 38 млрд руб.

Большая часть новых метанольных проектов в России географически расположена в западной части страны (около 12 млн т в год). Среди крупнейших – ГК Отэко в Краснодарском крае (3,5 млн т в год), Балтийский ГХК (1,7 млн т) и Ekozon (1,6 млн т) в Ленинградской области. Даже с учетом затрат на перевалку в Европе и последующую доставку метанола в КНР производство метанола в западной части России могло бы быть конкурентоспособнее любых новых зарубежных проектов, считают авторы исследования. «По факту из всех заявленных проектов на стадии строительства находится только «Щекиноазот-2» (500 000 т в Тульской области – «Ведомости»)», – резюмируется в отчете.

Одна из основных проблем российской газохимии – отсутствие дешевого финансирования в стране, считает Акишин. Для заявленных проектов потребуется привлечь не менее $15–20 млрд, делится оценкой эксперт. «Но набор механизмов для налогового стимулирования весьма ограничен», – говорит Акишин. В качестве удачного примера можно рассматривать нефтехимическую отрасль, где усилиями компаний и ключевых министерств появился долгосрочный план развития и новые инструменты поддержки («нефтехимический маневр» – «Ведомости»), считает аналитик. Для газохимии, по его мнению, «можно применить аналогичный подход».