Нефтяники и правительство не смогли зафиксировать цены на топливо

Потребуется вмешательство Дмитрия Медведева
Нефтяники и правительство так и не подписали соглашение о ценах на топливо / Евгений Разумный / Ведомости

10 крупнейших нефтяных компаний в октябре 2018 г. подписали с Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) соглашения, в которых зафиксировали мелкооптовые цены на бензины Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо (зимнее и летнее) до апреля 2019 г. В конце марта премьер Дмитрий Медведев и его заместитель, куратор нефтяной отрасли Дмитрий Козак пообещали продлить соглашения с нефтяниками еще на квартал. Но сделать это до конца марта им не удалось – Минэнерго и ФАС не представили нефтяным компаниям проекты соглашений ни на прошлой неделе, ни на этой, рассказали «Ведомостям» три нефтяника и подтвердили два чиновника. Но все собеседники подчеркнули, что цены ни в оптовом, ни в розничном сегментах не растут и расти не будут. «Магия», – описал происходящее один из чиновников.

Цены на московских АЗС с началом апреля подняли только сети «Астра» и Shell, да и то на копейку, по данным Московской топливной ассоциации. Это соответствует предыдущим договоренностям: в январе цены на АЗС можно было поднять на 1,7% в связи с ростом НДС, а каждый следующий месяц – не более чем на 0,33%.

Проекты соглашений о фиксации цен не предоставлены нефтяникам потому, что правительство не может прийти к единой позиции, как исправить условия предыдущего соглашения и удовлетворить требования одновременно Минфина, Минэнерго, ФАС и нефтяников, говорят собеседники «Ведомостей». Согласительное совещание у Козака в минувший понедельник не принесло результата, знают два его участника, об этом же пишет «Интерфакс». В предстоящий четверг вопрос будет решаться у Медведева, говорят собеседники.

Представители Медведева и Козака не ответили на вопросы «Ведомостей».

На совещании у Медведева будут обсуждаться вопросы квазилицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов, а также необходимое для внутреннего рынка количество топлива. В предыдущих соглашениях говорилось, что нефтяники должны поставлять его на российский рынок на 3% больше, чем за тот же месяц 2018 г., – и рынок оказался «залит» топливом, как сказал министр энергетики Александр Новак. Еще вопрос к совещанию – компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок, а также компенсация бюджету выпадающих доходов из-за компенсаций нефтяникам, рассказывают два собеседника «Ведомостей».

Принципиальное согласие всех нефтяников подписать соглашения и зафиксировать цены на моторное топливо есть, говорят чиновник и два нефтяника. Этих договоренностей они достигли с правительством еще на прошлой неделе, после совещания у Козака, утверждает один из собеседников. Нефтяники опасаются поднимать цены – правительство может по закону довести экспортную пошлину на бензин и дизельное топливо до 90% от экспортной пошлины на нефть, указывает топ-менеджер нефтяной компании. Тогда внутренний рынок будет перенасыщен: цены на российских АЗС вверх не пойдут, но компании потеряют существенную часть экспортной выручки, уверен он.

Правительство имеет право взвинтить экспортную пошлину на нефтепродукты, даже если одна компания откажется от выполнения договоренностей, это написано в протоколе совещания у Козака от 31 октября 2018 г. – именно тогда подписывалось первое соглашение нефтяников, ФАС и Минэнерго. Ни представитель Минэнерго, ни представители нефтяных компаний не ответили на вопросы «Ведомостей». Представители Минфина и ФАС отказались от комментариев.

Именно вопрос о компенсации нефтяникам и выпадающих доходах бюджета стал камнем преткновения. 21 марта прошло совещание у Медведева и было решено изменить расчет компенсации нефтяникам. Если раньше правительство компенсировало нефтяникам из бюджета 60% разницы между ценой нефтепродуктов при их экспорте и фиксированной ценой 56 000 руб. (бензин) и 50 000 руб. (дизельное топливо), то у Медведева было решено снизить планки до 51 000 и 46 000 руб. соответственно. Минфин из-за этого насчитал выпадающие доходы в 120–190 млрд руб. в год и принципиально потребовал компенсировать их. Источников может быть три: фонд национального благосостояния, повышение пошлин на топливные полуфабрикаты (средние дистилляты), повышение НДПИ, говорили «Ведомостям» несколько участников обсуждения.

Социальные и политические проблемы так остры, что, если нефтяники сейчас повысят цены на АЗС, они получат продление соглашения на неопределенный срок в максимально жестком варианте, рассуждает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. «Рост цен раздражает население. В то же время нефтяные компании демонстрируют хорошие финансовые результаты. Правительство будет стремиться максимально избавиться от раздражителя – роста цен на заправках», – заключает он.