США ввели полное эмбарго на нефть Ирана

Аналитики расходятся во мнении, удастся ли компенсировать поставки иранской нефти
В марте добыча в Иране была 2,68 млн баррелей в сутки, по данным ОПЕК/ Vahid Salemi / AP

США ввели полный запрет на покупку нефти у Ирана, сообщает Reuters. По данным Associated Press, администрация США приняла такое решение еще 19 апреля.

4 ноября 2018 г. начали действовать американские санкции против иранской нефти: покупать ее нельзя, иначе покупателю грозят вторичные санкции США. Восьми странам-импортерам – Китаю, Индии, Японии, Южной Корее, Тайваню, Турции, Италии и Греции – США разрешили продолжать покупать нефть у Ирана, но не увеличивать закупки по контрактам.

Полностью прекратить покупать иранскую нефть Китай, Индия и еще шесть стран должны 4 мая, следует из заявления госсекретаря США Майка Помпео. Спецпредставитель США по Ирану Брайан Хук говорил в начале апреля, что Иран потерял $10 млрд, иранская добыча нефти снизилась на 1,5 млн барр. в сутки с мая 2018 г., более 100 компаний ушли с рынка Ирана.

В марте 2019 г. добыча в Иране была 2,68 млн барр. в сутки, по данным ОПЕК, т. е. сокращение составило 30%, или 1,2 млн барр. в сутки. До введения санкций, в мае 2018 г., Иран экспортировал более 2,5 млн барр. в сутки, напоминает Reuters. В апреле 2019 г., по данным Refinitiv Eikon и двух других компаний, отслеживающих этот показатель, экспорт не превышал 1 млн барр. в сутки, а в марте составлял 1,1 млн.

Вопрос, будут ли США продлевать действие исключений из иранских санкций после 4 мая, стал одной из причин, почему участники сделки ОПЕК и не-ОПЕК отложили до конца мая решение, продлевать ли ограничения добычи на 1,2 млн барр. в сутки до конца года. Угроза полных санкций на иранскую нефть немедленно сказалась на стоимости нефти – баррель Brent подорожал на 2,5% и стоит $73,81, баррель WTI – на 2,36% и стоит $65,51.

Российские эксперты не верят, что в этот раз удастся полностью ввести эмбарго на иранскую нефть. «Полное прекращение экспорта иранской нефти в условиях угрозы дальнейшего падения добычи в Венесуэле и Ливии – сценарий не очень вероятный», – рассуждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Страны снижают добычу из-за политической и экономической нестабильности – добыча в Венесуэле упала за год на 45% и сейчас составляет 732 000 барр. в сутки. (США ввели против Венесуэлы некоторые санкции в начале 2019 г.)

«Чтобы компенсировать выпадающую добычу и Ирана, и Ливии, и Венесуэлы, может не хватить свободных мощностей у Саудовской Аравии и России. Китай, вероятно, продолжит покупать иранскую нефть, а вторичные санкции (т. е. санкции против тех стран, которые продолжат закупки нефти в обход санкций США) вряд ли будут применяться на практике», – продолжает Маринченко.

«Саудиты по непонятным причинам и так сократили добычу ниже того, что требовалось по соглашению стран ОПЕК и не-ОПЕК, и возможность нарастить добычу там на 2 млн барр. в сутки вызывает вопросы. В России нет возможности одномоментно добавить более 200 000–300 000 барр. в сутки к текущей добыче, – полагает аналитик БКС Кирилл Таченников. – Но необходимости в продлении сделки ОПЕК и не-ОПЕК уже в любом случае нет. Дефицит нефти в мире составляет примерно 1 млн барр. в сутки, к этому добавится еще столько же, так как не будет расти добыча в США и предположительно вырастет спрос в III квартале». Таким образом, даже прекращение действия соглашения ОПЕК и не-ОПЕК не способно сбалансировать рынок, заключает Таченников.

Американской администрации придется балансировать между обещанием занять жесткую позицию против Ирана и угрозой скачка цен на нефть, который может иметь неприятные последствия для мировой экономики вплоть до рецессии, считает Маринченко.

1 млн барр. в день, который может потерять мировой рынок, если иранский экспорт полностью прекратится, – весьма чувствительная величина, потеря такого экспорта без замещения со стороны ОПЕК может привести к дополнительному росту цен на нефть около 10%, считает аналитик АКРА Василий Танурков. Но он уверен, что Саудовская Аравия может увеличить экспорт на эквивалентную величину. В ближайшие два месяца цены на нефть еще могут вырасти вплоть до $80/барр., но вряд ли такая цена удержится надолго, считает Танурков.